Увидеть своего ребенка благополучным человеком, с хорошей профессией, сложившейся личной жизнью – наверное, это мечта любого родителя. Но, чтобы во взрослой жизни у любимого чада все сложилось именно так, ему нужно дать хорошее образование, и первой ступенью в этом процессе является детский сад.

По данным Министерства образования и науки (МОН), охват дошкольным образованием в республике в 2018 году составил 24% детей, то есть в настоящее время почти 187 тысяч детей посещают 1390 детских садов по республике, из которых 1248 государственные и муниципальные детские сады и – 14 частные. Следует отметить, что в 2017 году этот показатель был почти на 2% ниже и составлял 22,1%.

При этом в МОН отмечают, что увеличение рождаемости привело к росту количества детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования и предшкольной подготовки. Так, если в 2012 году детей от 2 до 6 лет было
590 259 человек, то в 2017 году – уже 779 тысяч детей.

Недавним новшеством Министерства образования и науки стало введение электронной очереди в детские сады. Доступна она с осени прошлого года. Пока система действует только в столице, но с ее помощью смогли получить места в детских садах более 2 тысяч ребят. Ждут свою путевку в детский сад на данный момент 9622 ребенка. Записаться в очередь просто – необходимо зайти на сайт ведомства и заполнить заявку. После очередник получит порядковый номер. А дальше остается ждать. Как только ребенка зачислят, об этом также придет оповещение. Ребенок принимается в детский садик по месту жительства, то есть по микроучастку, но благодаря системе можно просмотреть наличие мест и в других детских садах и в случае, если заявителя все в них устраивает, возможно определить туда своего ребенка. Схема получения мест в спецсадах, например, для детей с нарушениями речи или слуха, осталась старой – в них можно попасть только по направлению комиссии принимающей такое решение.

Электронная очередь – новшество действительно хорошее, но, как известно, наша страна живет не одной столицей, а большинство населения по-прежнему – сельчане, и вот у них такой возможности пока нет. Конечно, само, Министерство образования и науки, внедряющее систему в жизнь, не в силах изменить ситуацию. Здесь нужна, образно говоря, командная работа, слаженный подход разных ведомств. Важным фактором торможения процесса выступает отсутствие интернета в отдаленных селах, до которых прогресс еще не дошел, не смотря на массовую убежденность в стопроцентном интернет-покрытии республики многих госчиновников. (авт: также считающих и печатные СМИ издержками времени). Говорить об электронной очереди там не приходится вообще, да и записывать в таких районах детей просто некуда.

Развал советской системы не обошел стороной детские сады. Из-за отсутствия финансирования львиная часть их зданий пришла в негодность. Особенно сильно этот процесс отразился на регионах респуб-
лики. Убогие, обветшалые здания детских садов становились пристанищем бомжей и бродячих животных, многие из них за копеечные цены выкупались прозорливыми бизнесменами и использовались не по прямому назначению. Но по сведениям МОН за последние годы 209 детских садов вновь стали использоваться по своему назначению.

Со слов Марины Гречанной, пресс-секретаря МОН, практика показала, что в отдаленных сельских местностях нет целесообразности строить детские сады, в которых ребенок находился бы полный день. Поскольку в большинстве мамы заняты домашним трудом и им вполне хватает половины рабочего дня, чтобы справиться с домашними делами. Именно в это время ребенок находится в детском садике и получает знания.

Одним из успешных проектов прошлого года в министерстве называют открытие при поддержке доноров в отдаленных селах труднодоступных районов 120 детских садов с трехчасовым пребыванием. Проектом охвачено порядка 10 000 детей, с которыми работали 310 подготовленных воспитателей.

Кроме того, в результате оптимизации помещений общеобразовательных организаций в основном расположенных в городах районного значения и новостройках столицы в настоящее время функционирует 100 детских образовательных организаций при школах с охватом 7358 детей.

Получаем путевку  в жизнь

Следующим важным шагом в образовании ребенка является школа. Их в прошедшем учебном году в стране действовало 2262. Численность учащихся только по сравнению с предыдущим годом возросла на 4%, а по сравнению с 2012 годом – на 18% и составила около 1 млн 223 тыс. чел. В городах увеличение произошло на 25%, в селе – на 14%. Одной из причин такого увеличения числа школьников в МОН называют внутреннюю миграцию населения.

В какую школу отдать свое любимое чадо, чтобы ребенок обрел хороший багаж знаний? Вопрос на засыпку для многих родителей. В народе школы делят на престижные, пробиться в которые практически невозможно и так сказать все остальные. Но недавно Министерство образования и науки пообещало, что до конца 2018 года в школах также, как и в детских садах заработает электронная запись. Сейчас в этом направлении работает межведомственная рабочая группа.

Предполагается, что записаться посредством электронной очереди, можно будет в школу по микроучастку, к которому приписаны дети. Следует учитывать, что лицеи и гимназии в своей работе руководствуются внутренним уставом, и по-прежнему получить там место возможно только при наличии таковых и после проведенного ими отбора. Следовательно, рассчитывать на легкое обустройство в них ребенка не приходится.

Система электронной записи будет иметь несколько уровней защиты, что сводит на нет возможность взлома и изменения очередности.

В целом по стране сохраниться обычная запись в школу. Поскольку проект будет пилотным и действовать только на территории Бишкека.

Как отметила министр образования и науки Гульмира Кудайбердиева, помимо электронной записи в школу, сегодня ведомство работает и над другими проектами с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-проектами).

В их рамках запланирована автоматизация учета посещаемости школ и разработка системы «Электронный дневник». Также идет работа над электронным лицензированием, которое позволит подавать заявку на получение лицензии в режиме он-лайн. Кроме того, система будет содержать полный реестр выданных лицензий. Еще один проект – компьютерное тестирование среза знаний учащихся школ. Система разрабатывается как альтернатива общереспубликанскому тестированию, рассчитана на старшие классы.

Также с этого года вводятся новые образовательные стандарты. В их основе лежит компетентность. Условно говоря, процесс обучения уходит от количества и переходит к качеству. Акцент переносится от содержательных знаний к обучению компетентности, то есть интегрированному умению человека применять знания и навыки в реальной, повседневной жизни.

Но чтобы все эти начинания и ожидания родителей и учеников о супер-школе были воплощены в жизнь сами школы тоже должны быть готовы к нововведениям. В нынешнем году была проведена аккредитация образовательных учреждений (ранее аттестация). В её ходе оценивались: материально-техническая база, здания школ, школьная безопасность, кадровая база, доступ к учебникам, квалификация учителей и уровень знаний учеников и др. Но как выяснилось, школ, удовлетворяющих всем законодательно предъявленным требованиям и аккредитованным на 5 лет, всего 1078 по республике, 858 школ аккредитованы условно на 1 год.

Школы, которые были аккредитованы условно, в течение года будут охвачены работами по повышению потенциала, как на уровне руководителей, так и на уровне педагогического состава, и через год пройдут повторную аккредитацию.

Аккредитация проводится для подтверждения качества предоставляемых образовательных услуг и является основным механизмом повышения качества образования.

Систему образования можно назвать базисной во всем обществе. Какие специалисты будут оказывать членам этого общества услуги, представлять его на международном уровне всецело зависит от системы образования. Семья в этом процессе также является составляющим звеном. Родители должны мотивировать детей стремиться к знаниям, чтобы они состоялись в жизни и были востребованными, высококвалифицированными специалистами всегда с благодарностью вспоминающими свою школу, давшую им путевку в жизнь.

 

Учебный год начнется по-старинке

Стремительно проходит самое любимое время всех школьников – летние каникулы. И уже не за горами новый учебный год. Для кого-то из грызущих гранит науки, после длительного отдыха он будет – долгожданным, ну, а для кого-то, станет серьезным испытанием на прочность. Но как бы то ни было, знания всегда были, есть и будут силой человека и фундаментом для построения своей зрелой жизни и поэтому стремиться к их получению ни для кого не будет лишним.

Как сообщило Министерство образования и науки, согласно нового базисного учебного плана, утвержденного постановлением правительства КР, учебный 2018-19 год продлится с 1 сентября по 25 мая.

В связи с введением в новом учебном году пятидневной недели обучения, 1 сентября во всех школах республики состоятся праздничные линейки и классные часы, посвященные Году развития регионов и творчеству Чингиза Айтматова.

Мероприятия начнутся в 10 и завершатся в 11.00.

На учебу школьники выходят 4 сентября.

В МОН уточняют, что учителям 1 сентября будет засчитано как классный час с соответствующей оплатой.

 

Елена ВЛАДИМИРОВА.
Фото www.