На прошедшей на прошлой неделе в Бишкеке конференции организаций российских соотечественников заслуженная артистка Кыргызской Республики Галина Кетова рассказала об удручающем состоянии Русского драматического театра, носящего имя великого писателя Чингиза Айтматова.

Она отметила не только низ- кий уровень оплаты актеров, но и с сожалением констатировала, что в течение многих лет в театре не проводился ремонт. «Неужели в год 90-летия Айтматова Министерство культуры так и не удосужится обратить внимание на наш театр?» – спросила Кетова.

Не знаю, возможно, главному культурному ведомству страны действительно не до проблем единственного в стране русского театра. У них масса других забот, всевозможных юбилеев и празднеств, куда можно направить небольшие средства, выделяемые государством на культуру. Наверное, на выступление местной актрисы и не обратили бы внимания, но буквально через три дня на сцене этого театра со спектаклем выступали популярнейшие российские актеры Татьяна Васильева и Станислав Садальский.

Неожиданно для зрителей Садальский, обращаясь к залу, заявил, что он потрясен состоянием театра, гримерок. В своей известной манере он резко заявил, что министр культуры дол- жен отремонтировать театр или за бездействие сесть в тюрьму.

Сотрудники министерства по- добный выпад московского актера встретили в штыки, заявив, что «в гостях так себя не ведут». Действительно: приехал, отработал и молча, ни на что не обращая внимания, попрощайся. Тут же было заявлено, что министерство «находит возможности финансировать и русский драматический театр, и другие театральные коллективы – в той мере, в которой позволяет бюджет страны. Многие помещения театров из-за хронического недофинансирования находятся в плачевном состоянии, и если господин Садальский думает, что открыл министерству на это глаза, то он глубоко заблуждается». Мол, мы и сами знаем, что все плохо, но не надо нас тыкать в это носом.

Однако дальше прозвучало заявление, которое у нас вызвало большое удивление. Министерство заявило: «Господину Садальскому стоило бы лучше поинтересоваться, куда идут огромные средства из российского бюджета, заявленные как поддержка русского языка и русской культуры за рубежом, как поддержка соотечественников? Насколько эффективно они расходуются? Почему бы из этих денег не выделить что-то на помощь театру?».

Расценить это можно было бы примерно так: если Россия хочет, чтобы в Кыргызстане существовал русский театр, пусть деньги на него и выделяет. Замечательная позиция. Чиновников, привыкших, что стране постоянно кто-то даёт всевозможные гранты, исправить, наверное, уже невозможно. Известно, что дармовые вливания не всегда используются по назначению, много средств просто разворовывается. Но это только подзадоривает просить вновь и вновь.

Вот тут впору спросить у самого министерства: а куда идут деньги, выплачиваемые за аренду многочисленными питейными заведениями, облепившими русский театр? Неужели эти средства, получаемые в течение многих лет, нельзя направить на ремонт театра? Ведь мы же знаем, что сам театр, находящийся на бюджетном обеспечении, этими финансами распоряжаться не может. Так чей карман греют деньги, поступающие от арендаторов?

Александр Никсдорф.