Как писали братья Стругацкие: «Жизнь дарит человеку три радости – друга, любовь и работу». Выбор профессии – это очень серьезно. Во многом именно работа определяет выбор друзей и любимых. Вокруг профессии формируются привычки, характер, образ жизни,

Круг общения, личные отношения.

Конец учебного года неумолимо приближается, и в этом году, как и всегда, сотни учащихся окончат школы и им предстоит решить один из главных вопросов их жизни – как выбрать профессию? Но осмысленный выбор удается сделать лишь немногим. В итоге люди могут годами мучиться из-за неудачного выбора, а общество получит армию работников, которые ненавидят свою работу.

 

На распутье

В рамках реализации проекта Фонда глобальных перемен «Социально-экономическое развитие молодежи из семей мигрантов через их профессиональную ориентацию» при поддержке FSDS (общественный фонд) было проведено исследование среди выпускников 9-11 классов школ Бишкека и столичных новостроек.

По данным исследования, рейтинг популярности профессий выглядит так:

врач – 17,3%

переводчик – 7,7%

повар – 6,5%

программист; дизайнер/архитектор – 4,8%

певец/консерватория – 4,2%

юрист – 3,6%

дипломат – 2,4%

механик/электрик; журналист – 2,4%

менеджмент – 1,8%

спортсмен; косметолог – 1,2%

предприниматель, писатель, работник сферы туризма; учитель – 0,6%.

Оставшиеся 37 с лишним процентов учащихся не определились с будущей профессией либо сомневаются в сделанном ими выборе.

 

Средняя школа: никто не учит выбирать

До недавнего времени специального курса по ознакомлению с профессиями в Кыргызстане не существовало, была только частная инициатива отдельных педагогов.

Однако пришла пора заполнить этот пробел. НПО «Фонд глобальных перемен» разработала методическое пособие под названием «Организация профессиональной ориентации учащихся школ».

По результатам исследования была выявлена одна основополагающая проблема – школьники не имеют навыков определения профессии.

На протяжении нескольких месяцев учителя школ новостроек «Ала-Тоо», «Касым», «Аска-Таш» и «Керемет», где учатся дети внутренних мигрантов, проводили тестирование нового методического пособия по профориентации.

Чтобы обсудить первые результаты внедрения пособия в школах и распространить опыт на все учебные заведения Кыргызстана, на круглом столе собрались представители ЖК КР, Министерства образования и науки КР, управления образования мэрии г. Бишкек, Агентства начального и профессионального образования при МОиН КР.

Айнагуль Ниязова, эксперт-разработчик методического пособия, пояснила, почему эксперты выбрали именно методичку как наиболее эффективный способ.

— При разработке мы старались не опираться на чей-то опыт, а выделить специфические для нашей страны нюансы. Школьники мало доверяют родителям, потому что из-за работы родители редко видятся с ними и мало уделяют времени, чтобы узнать, чем живет их ребенок. Учитель для многих – непререкаемый авторитет, человек, который знает всё и обо всем. Ко мнению учителя нередко прислушиваются и родители.

В ходе дискуссий между экспертами выяснилось, что беседы с их родителями играют зачастую первостепенную роль в профориентации школьников. Многие из них, являясь внутренними мигрантами и зарабатывая на жизнь, не знают способностей своих детей и не осведомлены о ситуации на рынке труда.

Как отмечает Акылбек Алымбаев, классный руководитель в сош №15, занятых родителей приходится заманивать в школу всеми правдами и неправдами, чтобы провести беседу о профориентации их детей.

— Иногда очень трудно переубедить родителей, которые уже приняли решение о том, на кого пойдут учиться их дети. Многие категорически настроены против рабочих профессий: считают, что они не престижные.

Также в методичке есть отдельный блок для работы с детьми внутренних и внешних мигрантов. Здесь требуется отдельный подход, чтобы школьники понимали риски миграции и умели найти работу там, где живут, – заверил А. Алымбаев.

Но одних только знаний недостаточно. Школьник должен еще научиться самостоятельно выбирать, а этому ни школа, ни семья, как правило, не учат. Большинство нынешних подростков инфантильны: «мама сказала», «учительница сказала»…

Но ведь наступает момент, когда серьезное решение приходится принимать самостоятельно.

Кратко просмотрев методичку можно заметить, что основной упор в профориентации школьников сделан на тестах и игровых заданиях, призванных выявить склонности к тому или иному роду занятий.

Вся профориентация сводится к психодиагностике: «Ваши психологические особенности совпадают с позицией «врач».

Но что должен знать ученик об этой профессии кроме того, что врач лечит людей? Какие его ждут профессиональные деформации, какие возможны профзаболевания, риски, перспективы развития карьеры?

И, быть может, получив эту информацию он изменит свое решение.

Тестирование окажется бессмысленным, если подросток не будет иметь ни малейшего понятия о том, чем занимаются люди той или иной профессии. Никто не объяснит, чем занимается, например, астрофизик, молекулярный биолог, аудитор или актуарий лучше, чем представители этих профессий.