У Эркинай Байботоевой вместо работы с 9 до 18 теперь 24-часовой рабочий день. И никаких выходных. Ведь сельское хозяйство не подгонишь под какой-нибудь  график. Эркинай Тынчтыкбековна уверена, чтобы быть фермером, нужно жить этим и ни в коем случае не относиться просто как к работе ради денег.

Её путь к фермерству был долог, полон самых разнообразных событий и даже разочарований.

— Я родилась в обычной советской семье в селе Гроздь. Мама работала учительницей, а папа трактористом. Так что до отъезда в столицу я жила в селе, но совсем недолго. После моего рождения родители переехали в столицу. Я никогда не думала, что снова вернусь в родное село,  а тем более в качестве фермера. После школы я отучилась в Москве на психолога и некоторое время жила там и работала. Мне многое довелось пережить: родилась дочь, я несколько раз попадала в аварии, после которых сильно хромала и набрала лишний вес. Эта череда событий заставила меня пересмотреть жизненные ценности и в 2005 году я решила вернуться в Кыргызстан.

Когда приехала, то первым делом открыла газету, чтобы посмотреть, какова здесь жизнь. Выяснилось, что все сдают квартиры. Я тоже решила не оставаться в стороне и сняла несколько квартир, отделала и сдала. Благодаря тому, что я сама убиралась и было очень чисто, дело пошло хорошо. Тогда я решила таким же методом сдавать коттеджи на Иссык-Куле. И снова мне удалось извлечь прибыль. В общем, каким только бизнесом я не занималась, даже таксовала какое-то время. Но, чтобы работать в городе, как ни крути, нужна внешность. А я в то время хромала и комплексовала из-за лишних килограммов. Тогда я решила вернуться в родное село и попробовать себя в сельском хозяйстве.

Эркинай Тынчтыкбековна со смехом вспоминает свои первые попытки что-то вырастить. Будучи городской жительницей многих премудростей она не знала, однако упорство, оптимизм и трудолюбие помогли ей обрести успех. Сейчас она с улыбкой вспомниает свои неудачи, которые раньше казались ей фатальными.

— Сначала сажала огурцы, арбузы, перцы. К сегодняшнему дню я пересажала все, что у нас вообще может расти. Училась всему по книгам, изучала болезни растений, делала рассаду в стаканчиках. Мне помогали сестра и все родственники. Причем все городские, как и я, не разбирающиеся в сельском хозяйстве.

Первое время все шло хорошо: рассада огурцов взошла, и я обустроила теплицы. Даже пригласила рабочих с юга. По утрам я сама открывала теплицу, так как было тепло и ростки могли зажариться, а на ночь сама закрывала, чтобы все не померзло.  А тут позвали в гости с ночевкой, я дала себе слабину, решила отдохнуть и положиться на работников. Ночью проснулась в гостях от дикого холода. Сразу же подумала о теплице, сорвалась оттуда, а по приезде обнаружила, что рабочие забыли закрыть теплицу. Так, за одну ночь, все наши труды пошли прахом – все ростки померзли.

Потом еще не раз я оставалась без урожая и в долгах по самым разным причинам. Однажды мне даже пришлось продать квартиру, чтобы погасить кредит, взятый на выращивание пшеницы.

Сельское хозяйство как сказка про Буратино – закопал монеты в поле и ждешь. Нужно из года в год сажать и ждать, какой год будет удачным, чтобы были и качество, и цена. Обычно бывает или цена, но тогда нет урожая, или наоборот: есть урожай, но нет цены. Но, несмотря ни на что, я продолжила попытки и в конце концов преуспела. Я не бросила, потому что для меня сельское хозяйство не просто способ заработать, а способ получить моральное удовлетворение от проделанной работы.

Однако очень тяжело получить из этого финансовую прибыль. Даже если  фермер вырастил великолепный урожай, это не дает никаких гарантий. Обидно, когда приезжаешь на рынок, и у тебя берут дыни по 2 сома, чтобы потом продать по 16. Был год, когда у меня выросли просто невероятно сочные и сладкие арбузы, до сих пор люди вспоминают эти арбузы. Я тогда буквально жила на поле:  вкалывала сутками, и мне было обидно отдавать свой товар за бесценок перекупщикам. Арбузы принимали по 30 тыйынов, а продавали по 4-5 сомов. Я тогда на рынке рассорилась со всеми и решила продавать их сама. Ездила по нескольким селам и на джипе продавала арбузы. Именно тогда я поняла, что на перепродаже можно заработать гораздо больше и открыла в своем селе мелкооптовый магазин. С тех пор он для меня хорошее подспорье.

Скот я тоже развожу. Как раз недавно продала всех коров, оставила одну для нужд семьи. Сейчас содержать скот в промышленных масштабах тяжело и невыгодно, так что я на данный момент нахожусь в раздумьях на этот счет.

Сейчас у Эркинай Тынчтыкбековны  масса новых идей. Одна из них – установить небольшой водогенератор, который обеспечит ее дом электричеством. Она хочет сама проверить, насколько это выгодно и, возможно, внедрить этот метод для ведения сельского хозяйства. По ее словам, оплата за электроэнергию и топливо съедает немалую часть денег фермеров, а перейдя на альтернативные методы  можно хорошо сэкономить.

За все время общения моя собеседница ни разу не упомянула о роли своего мужа в ее бизнесе, однако оказалось, что тянет все хозяйство она не в одиночку.

— В своем первом муже я так сильно разочаровалась, что еще долго после этого не хотела иметь с мужчинами никаких дел. Но постепенно это прошло, я встретила второго мужа и он оказался моим самым преданным помощником и советчиком. Он сельский, поэтому всю эту науку впитал с детства. Очень часто его советы меня спасали. К тому же у него золотые руки. Не могу сказать, что кто-то из нас руководит, скорее мы работаем как команда, где каждый делает то, что у него получается лучше, и поддерживает другого. У меня никогда не было особых проблем из-за того, что я женщина. Многие обращаются ко мне за советом и им неважен мой пол. Важны знания и опыт, которые у меня есть. Был один забавный случай: я поехала по делам в город  и зашла в управление аграрного развития района. Там сидела женщина, которая, узнав, что я занимаюсь сельским хозяйством, очень удивилась. Как так? Фермерша с маникюром, макияжем и в хорошей одежде? Не понимаю, почему я должна выглядеть как пугало, раз работаю на земле?

Глядя на улыбчивую и обаятельную красавицу Эркинай Тынчтыкбековну, даже представить трудно, что в ее жизни было столько неудач. На просьбу открыть секрет успеха  она отвечает очень лаконично:

— Просто не надо бояться начинать, а начав, доделывать, несмотря ни на что. В любом деле будет множество провалов, причем не по вашей вине, а из-за стечения обстоятельств. С этим придется смириться. Но если вы всё преодолеете, то накопленный опыт станет вашей надежной защитой от неожиданностей. Сельское хозяйство — тяжелый труд, и для достижения цели тут необходимо упорство и невероятное терпение.

Общаться с Эркинай Тынчтыкбековной настоящее удовольствие, уходить из ее гостеприимного дома не хотелось. Сельская женщина – она и мама, и хранительница очага, и умелая работница. Она и всех вокруг объединит, и сама коров подоит. Не зря говорят: «Где женщина – там порядок». Главное сегодня – поддержать и помочь, чтобы женщины-фермеры могли реализовать все свои идеи. Женщина-фермер должна чувствовать себя королевой на своей земле.