Сначала соседи не обратили внимания на то, что дверь дома дачного участка открыта настежь не по погоде, а владельцев не видно и не слышно. Лишь к вечеру забили тревогу после того,  когда пастух рассказал о странном СМС, поступившем на его номер телефона. Жители дачного поселка решили наведаться к дому супружеской пары. Заглянули во двор, окликнули хозяев по имени – никто не отозвался. Вошли в дом: на первом этаже – пусто.

Вещи были на своих местах,

в комнатах относительный порядок. На второй этаж подняться не решились: появилось предчувствие, что случилось неладное и надо вызывать милицию…

«Перезвони мне. Мы убили Павла и Ольгу»

Оперативная группа, прибыв на место предполагаемого происшествия, сразу поднялась на второй этаж дачного дома, где и обнаружила трупы владельцев.

Следы борьбы в верхних комнатах и следы застолья на четверых подтвердили версию, что в доме были посторонние, которые, скорее всего, и причастны к смерти супругов. Повсюду была кровь, рядом с телом хозяина дома валялся сломанный окровавленный табурет.

На телах погибших судебные медики обнаружили многочисленные гематомы, ушибы и колото-резанные раны. Позже эксперты установят, что смерть наступила вследствие кровопотери и перелома основания черепа обеих жертв.

Версия о том, что супруги  нанесли друг другу увечья, отпала автоматически. К тому же местный пастух предъявил сохранившееся  СМС от одного из жителей поселка, где тот признавался в двойном убийстве хозяев дома.

«Перезвони мне. Мы убили Павла и Ольгу», – было написано в ночном сообщении от одного из братьев – известных в поселке отморозков. Пастух перезвонил, рассчитывая, что это пьяный бред. Однако Владимир рассказал подробности преступления, которые придумать в пьяном угаре довольно сложно. Несколько раз чабан пытался позвонить в милицию и рассказать о страшной трагедии. Но связи не было, звонки постоянно прерывались. Поэтому утром он спустился с пастбища в поселок и поспешил сообщить соседям и в правоохранительные органы.

Но задержать Владимира по горячим следам сыщики не успели. Мужчина успел пересечь кыргызско-казахскую границу в пригороде Токмока, перейдя реку вброд. Задержали его спустя три месяца в Казахстане при проверке документов и выяснили, что мужчина объявлен в розыск по подозрению в совершении особо тяжкого преступления. Казахстанские полицейские передали его по месту розыска.

А вот второго убийцу родного брата Владимира Александра задержали дома спустя сутки после убийства. Мужчина и не думал скрываться. Он не знал о «телефонных проделках» младшего брата. При обыске в кармане Александра было обнаружено почти 5 граммов прессованной конопли. По словам задержанного, наркотик предназначался для личного использования. Под тяжестью улик Александр частично признал свою вину, но только в укрывательстве преступления.

Когда братья встретились на очной ставке, Владимир изобличил близкого родственника, толкнувшего его на скользкую дорожку, и прояснил картину произошедшего.

Чувство личной неприязни

24 февраля прошлого года Александр освободился из мест лишения свободы, где отбывал срок за убийство, совершенное в 2008 году. Тогда по приговору Ысык-Атинского районного суда он был приговорен к 12 годам лишения свободы. В 2015 году совершил побег из колонии. Правда, надышаться вольным воздухом не успел – был пойман и возвращен «за колючку» с надбавкой в 2 года. По несложным арифметическим подсчетам, сидеть ему на нарах до 2022 года. Однако в начале прошлого года не самый образцовый заключенный оказался на свободе условно-досрочно. Он не устраивается на работу, не спешит наладить свою жизнь. Нет! Буквально через неделю он подводит брата под тяжкую статью и  лишает жизни двух соседей. Причем не имея никаких причин, кроме личной неприязни. Не сложились отношения. Что-то ему не понравилось…

Выяснилось, что Александр вместе с соседом Павлом перебивались мелкими подработками: кому дрова наколоть, кому забор починить, кому огород вскопать. Денег получали немного, делили и тут же их пропивали. Возможно, Александру показалось несправедливым, что деньги приходилось делить поровну. Ведь он же сиделец, а значит – авторитет, и все ему должны. По крайней мере, такую версию причины убийства обсуждали в поселке…

2 марта около восьми часов вечера Александр и Владимир заявились в гости к супружеской паре, звеня бутылками водки в пакете. Хозяева накрыли стол на втором этаже, выставили в ответ закуску к спиртному. Ближе к десяти часам, по предварительной договоренности, братья затеяли ссору с гостеприимным хозяином. Между мужчинами произошла потасовка. Ольга хотела их успокоить, и тогда на нее обрушились удары деревянным табуретом. Один из братьев схватил со стола нож, когда табурет разлетелся от удара об голову жертвы. Расправившись с хозяевами дома и убедившись, что они не подают признаков жизни, братья забрали остатки водки и ушли.

Александр, как человек, которому не впервой убивать, сразу завалился спать, а на Владимира напал мандраж. Ему хотелось поговорить с кем-нибудь о произошедшем, чтобы успокоиться. Но заговорить на эту тему с братом он не решился. Потом признался: побоялся, что брат заподозрит его в слабости и уберет как свидетеля. Немного помаявшись, он вспомнил про пастуха, с которым находился в хороших отношениях, и написал тому сообщение. Когда пастух перезвонил, он вышел на улицу, чтобы не будить брата, и рассказал об убийстве. Но собеседник отнесся с сомнением к его словам и посоветовал проспаться.

Уснуть той ночью соучастнику убийства так и не удалось. Стоило закрыть глаза, как к нему являлись убитые и укоризненно смотрели.

Под утро Владимир решил бежать от брата и ответственности за преступление. На рассвете он оказался возле витков колючей проволоки, разделявшей госграницу. Некоторое время он осматривался, выбирая наиболее удобное место для перехода на территорию соседнего государства.

Задержали его, когда он скитался на автовокзале, и передали нашим правоохранителям под протокол. Когда Владимира доставили в отделение милиции, он признался в совершении двойного убийства и был передан органам расследования. Во время следственных действий Владимир показал место в 20-и метрах от дома убитых, куда они выбросили нож.

Александр попытался переложить вину в преступлении на младшего брата. Дескать, во время расправы он спал на первом этаже, а о произошедшем узнал от Владимира, когда тот прибежал вниз с ножом в окровавленных руках. Также он попытался обвинить сотрудников милиции в том, что 5 граммов каннабиса были ему подброшены в карман. Во время как следствия, так и судебного разбирательства рецидивист несколько раз менял свои показания.

Однако по заключению наркологической  экспертизы у Александра присутствуют признаки наркотической и алкогольной зависимости, которая повлекла органические расстройства личности. В тоже время психиатрическая экспертиза категорично признала его вменяемым. А это значит, что в момент совершения убийства уголовник давал отчет своим действиям.

Суд Ысык-Атинского района признал братьев Кулишовых виновными в убийстве с особой жестокостью по предварительному сговору из низменных побуждений и назначил наказание в виде лишения свободы.

Владимир, как ранее не привлекавшийся к уголовной ответственности, отправился на 20 лет в колонию усиленного режима.

Александр, чьи действия были признаны опасным рецидивом, получил 23 года «строгача» с конфискацией имущества.

Нехорошая перспектива

В связи с изменениями в Уголовном кодексе грядут перемены и в системе наказания в сторону гуманизации. Если сначала отрубали головы и конечности соизмеримо совершенному преступлению, то сейчас наказание ограничивается лишь сроком лишения свободы. Причем, как показывает практика, назначенный срок не окончательный. Не отбыв и половины, преступник оказывается на свободе с комплексом вседозволенности, отчего-то считая, что теперь ему все можно после испытаний зоной.

Мало кто из «откинувшихся» особенно по тяжким статьям пытается найти работу. И дело не только в «волчьем билете» и недоверии со стороны работодателя, а в самом факте работы еще и за копейки. К тому же с зоны за ним тянется «хвост воровских связей», искушая легкой и быстрой наживой. А зоной их уже не испугать, да и срок не вечен. Им там привычней, комфортней. Там все «свои»…

Поэтому и наши жизни ничего для них не стоят. Понимают, что в любом случае легко отделаются и выйдут на свободу, где снова будут грабить и убивать, как «победители». Ведь по-настоящему их так и не наказали…