Экс-депутаты так называемого «легендарного» парламента, общественные и государственные деятели, ветераны, стоявшие у истоков создания нашего суверенного государства, с большой надеждой и одобрением восприняли избрание Сооронбая Жээнбекова Президентом республики не в результате «революций», окрашиваемых в разные цвета, а путем подлинного демократического выбора.

Свою деятельность Сооронбай Шарипович начал не с укрепления своей власти, а с укрепления государства. Яркий тому пример – результаты его поездок в Россию, Узбекистан и Казахстан.

«Баатыр народа силен верным другом, кровным братом и добрым соседом!» – сказано в эпосе «Манас».

Народ Кыргызстана с пониманием воспринял заботу о регионах страны.

Верное решение принято о восстановлении иссык-кульских пансионатов Узбекистана на правах аренды.

Сооронбай Жээнбеков, как политический тяжелоатлет, взвалил на свои плечи судьбу народа, возглавил республику, где только началась борьба с коррупцией, взятками, служебной и юридической безответственностью.

А все беды начались с того, что принятую «легендарным» парламентом Конституцию 1993 года начали перекраивать.

По Конституции КР 1993 года, земли Кыргызстана предоставлялись нашим гражданам в аренду с правом наследования. Но в дальнейшем эту статью заменили и ввели статью о праве собственности на землю, в результате чего Кыргызстан может оказаться в чужих руках путем коррупционных махинаций и подставных лиц.

Семьям с двойным гражданством земли в частную собственность не передаются. Однако их дети, рожденные здесь, как полноправные граждане КР могут покупать земельные участки. А где гарантия, что они не будут требовать отторжения своих территорий от Кыргызстана?! В конечном счете и у нас может повториться трагедия Нагорного Карабаха.

С введением статьи о праве собственности на земли по всей республике началась купля-продажа, коррупционные сделки, рейдерские захваты, нарушения законов, хлынул поток судебных процессов.

Например, по распоряжению руководства республики общественный фонд «Седеп» по охране генофонда народов Кыргызстана при поддержке японских инвесторов на Иссык-Куле создал лечебный профилакторий «Эне-бала», который бы занимался восстановлением здоровья матерей и детей.

В 1996 году правительство республики на основе незаконной сделки передало этот объект Нацстаткому. Суд отказал в иске, мотивируя истечением срока давности имущественных споров, хотя на госакты этот срок не распространяется.

Идут шумные судебные процессы по земельным участкам «Кыргыз курорттуризма», санатория «Алтын балалык». В Оше не могут восстановить территорию возле святой «Сулайман тоо», проданную частным лицам.

К уголовной ответственности привлечены экс-депутат ЖК К. Самаков, экс-премьер-министр И. Чудинов и другие за трансформацию частных земельных участков под строительство. Комиссия Жогорку Кенеша дала заключение, что в постановлении правительства №574 от 11.02.2008 г. о трансформации земель никаких нарушений закона не допущено.

Оппозиционеры пытались вести подкоп под вопрос о земельных участках президента КР и мэра столицы, разумеется, не для наведения порядка, а для компромата, чтобы сместить их с должностей и занять их кресла.

Суды завалены исками и процессами, которые будоражат общество, рождают кривотолки, митинги и протесты.

В Земельный кодекс за 15 лет было внесено более 30-и поправок и дополнений.

Когда президент А. Акаев начал менять Основной закон республики, я выступил со статьями: «Не гонятся за чужими образцами» (г. «СК» 29.11.2002 г.). «Народу нужна крепкая власть и справедливость» (г. «СК» 19.12.2003 г.) Такие же советы давали и другие общественные деятели, но А. Акаев не воспринял их, в результате ему пришлось покинуть страну.

В 2007 году, когда президент К. Бакиев начал вводить в Конституцию партийную систему, будучи членом общественной Конституционной комиссии я писал: «…При многопартийной системе никогда не будет стабильности в государстве, так как партии «одной лишь думы знают власть, одну, но пламенную страсть» – ВЛАСТЬ. В борьбе за эту власть они будут бодаться меж собой, кучковаться, чтобы сместить стоящих у власти. За все это будет рассчитываться народ вытоптанными пашнями, перекрытыми дорогами, расстрелянными сыновьями»… (г. «Эне-Сай» 09.05.2007 г.)

В апреле и июне 2010 года так оно и случилось…

В 2010 году, когда Временное правительство республики предложило новый вариант Конституции КР: «кыргызстанцы вновь наступили на грабли». Тогда я выступил со статьей «Не наступить бы на кетмень», (г. «СК» 05.05.2010 г.), и предложил рассмотреть проект Конституции КР, основанный на Всенародном курултае. Но, увы!

В Конституции КР, принятой в 2010 году, сохранились те же пороки, что и в предыдущих вариантах: народ обезличен, не имеет властных полномочий, а судебная система не несет никакой ответственности, правительство представлено в роли козла отпущения, депутаты ЖК кучкуются по фракциям и в борьбе за лидерство начали бодаться меж собой. На кетмень все же наступили. Травму от его черенка получили те, кто составлял и принимал эту Конституцию.

В первые же годы Советской власти многопартийность была отменена, фракционизм считался государственным преступлением, что и сохранило единство разношерстной, разноязычной великой страны, привело к прогрессу и могуществу СССР.

Президент А. Атамбаев и его сторонники в эту Конституцию КР внесли существенные поправки и дополнения. Но это не спасение…

Этот гордиев узел необходимо разрубить одним махом – принять новую Конституцию, основанную на подлинном народовластии с введением института Всенародного курултая.

Кыргызы – малый народ, но сохранивший родоплеменную честь и достоинство. На этом и надо фундаментировать государственное единство Кыргызстана.

«Чтоб был народ всегда един, им должен править хан один!» – сказано в эпосе «Манас».

А так называемое «парламентское правление» – это игра в демократию, снимающая ответственность перед народом.

Решения парламента подписывает президент республики, который и будет держать ответ. Как это случалось с экс-президентами КР, которым пришлось спасаться бегством.

Для укрепления государственной системы необходимо усилить и расширить полномочия президента республики, укрепить ответственность судебной власти, уточнить функции парламента.

Предлагаю внести в Конституцию юридическое понятие «Всенародный курултай».

Всенародный курултай состоит из 800 делегатов, избранных от каждой области и города Бишкек. Он избирает:

президента КР как главу государства и правительства на 10 лет с правом выдвигаться на следующий срок;

председателя Верховного суда и депутатов Верховного собрания (парламента); ежегодно выслушивает их отчеты с правом отозвать досрочно;

Верховное собрание в составе 80 депутатов принимает законы и контролирует их исполнение;

председатель Верховного суда формирует состав судей, несет ответственность за их деятельность;

земли Кыргызстана и ее недра являются региональной собственностью народа;

политические партии на правах общественных организаций вправе выдвигать своих кандидатов в делегаты Всенародного курултая, в депутаты Высшего собрания – рекомендовать в правительство КР;

правами общественных организаций обладают и официальные религиозные конфессии: мусульманство, христианство и др.

Таким образом, в Кыргызстане будет президентское правление под строгим контролем народа.

В данное время имеется несколько проектов Конституций КР, основанных на Всенародном курултае.

Принятие такой Конституции поможет осуществить намеченные планы по благоустройству регионов, так как во Всенародном курултае и парламенте будут представители от каждой области и района.

По инициативе Президента Сооронбая Жээнбекова наводится порядок в сфере сельского хозяйства и энергетики. Намечены масштабные перспективы.

Как человек творческий, не могу не сказать о нашей культуре.

Министерство культуры, в ведении которого десятки театров, учебных заведений, библиотек, музеев, киностудия, кинопрокат, клубы, художественное творчество, массовые мероприятия загружено еще и делами туризма и информации.

На туризм Кыргызстана возложены грандиозные перспективные планы. Впереди много дел.

В сфере информации сложилась сложная ситуация. Государственные СМИ находятся в плачевном состоянии, а для пропаганды национальной идеологии необходимы сильные СМИ.

Средства массовой информации должны находиться под прямым влиянием правительства.

Министерство образования и науки утеряло свои прежние полномочия по управлению учебным процессом и наукой.

Очень пассивно ведется внедрение и обучение госязыку.

Когда была создана комиссия по гос-языку, в библиотеке имени К.Баялинова был организован центр «Эне-тил ордосу», где проводились семинары по истории, литературе, искусству и языку, обучались госслужащие с выездом в министерства и ведомства. Как только распустили «легендарный» парламент, аудитории отдали арендаторам, имущество и экспонаты растащили по этажам.

Общество возмущается тем, что издаются и переиздаются варианты эпоса «Манас», где легендарный герой представлен как угнетатель и разоритель своего народа, подкидыш. В порядке учебного пособия массовым тиражом издали вариант, где Манас представлен как жестокий детоубийца. Переиздан устаревший 4-томник, где сын Манаса Семетей изображен как отпетый женолюб, бросивший на произвол судьбы свой народ и семью и развлекающийся в горах с юными девицами.

Во исполнение закона КР по изучению и пропаганде великого эпоса общественный фонд «Седеп» по защите творческого наследия издал хрестоматийный вариант трилогии «Манас, Семетей, Сейтек» на кыргызском и русском языках, который переиздан в Москве, переведен на грузинский, азербайджанский, украинский, узбекский, казахский и другие языки. Приказом Министерства образования и науки утвержден как учебное пособие.

Один из инициаторов закона по эпосу «Манас» депутат К. Иманалиев рекомендовал министерствам культуры и образования приобрести эти учебники для библиотек и учебных заведений республики. Однако эти министерства не приобрели ни одного экземпляра, ссылаясь на отсутствие бюджетных средств.

С избранием на пост Президента Сооронбая Шариповича Жээнбекова появилась надежда, что все эти изъяны будут устранены. Но для этого нужно время, полномочия и дельные советы.

 

Мар БАЙДЖИЕВ,

экс-депутат ЖК КР, составитель первых законов по образованию, науке и культуре, средств массовой информации, эксперт-редактор кыргызского и русского текстов Конституции КР 1993 года.