Крещение – это великий праздник христианской церкви.

Древнее его название – Теофания – богоявление, или Епифания – просвещение.

Это один из так называемых двунадесятых православных праздников, который по сей день почитается среди христиан.

Ничего не скажешь: любим этот день народом, любим и ожидаем.

Если не брать богословское содержание праздника, в которое вникают далеко не все, то даже сама «форма», в которую облекается празднование, очень привлекает. Однако этот же праздник «провоцирует» наших сограждан на некоторые неправильные поступки.

Даже атеисты и слабоверующие стараются сразу после освящения батюшкой воды в речке Ала-Арча трое-кратно окунуться в ее стремительные воды. Одни погружаются с головой, другие просто умываются освящённой водой и набирают ее в пластиковые бутылки и канистры. Что и происходит ежегодно в селе Заречное под чутким присмотром настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерея Александра Белоусова.

Однако есть те, для кого крещенские купания лишь способ показать себя или оправдать свои грехи.

Протоиерей Александр рассказал нашему корреспонденту о том, какие заблуждения связаны с этим праздником.

– Традиция купаться в проруби возникла очень давно, однако в канонах церковных такое окунание по поводу праздника Богоявления в воды рек и озер не упоминается. То есть купаться-то можно, но это отнюдь не обязательно. А в нынешней ситуации получается так, что даже вредно. Не для тела человека (хотя тут тоже можно переусердствовать), а для души его.

Многие заблуждаются, думая, что если искупаться в этот день, то можно считать себя крещеным человеком. Таинство крещения не имеет к купанию в проруби никакого отношения. Крещение как младенца, так и взрослого человека требует специальной подготовки. К тому же, даже если человек крещеный, но при этом не верит в Бога, купание ему ничего не даст.

К сожалению, современные крещенские реалии таковы: десятки и сотни тысяч людей отмечают этот праздник, ограничиваясь лишь показным действием – молодецким погружением в «иордань». Пришел, прыгнул в прорубь и вроде как смыл с себя все грехи. Это было бы слишком просто! Нет, дорогие мои, правильно в эти дни – 18 и 19 января, посетить храм, помолиться, присутствовать на чине Великого освящения воды и окропления ею всех прихожан, проводимом священниками. Кроме того необходимо соблюсти в Сочельник строгий пост, воздержавшись от скоромной пищи и уж тем более от горячительных напитков…

— Но ведь церковнослужители на Крещение проводят специальный чин освящения прорубей.

— Совершенно верно. Однако это в первую очередь символизирует очищение, благословение высшими силами озерных и речных вод, которые люди могут после этого черпать ведрами, кувшинами и нести в свой дом. Воду святую необходимо хранить в святом уголке или в шкафчике, ни в коем случае не на свету.

Самое время напомнить еще об одном крещенском «нельзя». Конечно, принесенную домой воду, освященную священником, из храма ли, из проруби ли на реке – можно использовать по-разному. Крещенская вода – великая святыня. Мы должны пользоваться ею как можно чаще – утром натощак, в болезни, вообще пить воду как можно чаще с молитвой о здравии и освящении. Кто-то ею умывается, кто-то благоговейно пьет (но тут речь, конечно, о воде, взятой в церкви), кто-то окропляет ею жилище, деревья в саду, кто-то дает пить домашней скотине, что способствует ее укреплению и увеличению приплода.

Однако при любом способе использования не следует допускать, чтобы крещенская святая вода выливалась в канализацию, в ямы с нечистотами, на не помытый перед этим пол.

— А если человек дома решил принесенной крещенской водой умыться или даже облить себя целиком, то как же избежать попадания стекающей с тела воды в канализацию?

— Нужно встать в таз и уж потом начинать обливаться. А по окончании процедуры воду, скопившуюся в тазу, вылить в цветочные горшки, на лужайку, на грядки и клумбы в саду.

— Правильно ли поступают те, кто использует святую воду для лечения болезней неверующих родственников или, например, соседей?

— Если люди делают это с искренней верой в Бога, то это допустимо. Был случай, когда митрополит Московский Алексий исцелил жену хана Золотой Орды Джанибека Тайдулу от слепоты. Его вера исцелила её. Так что пользоваться можно и даже нужно. Я заметил, что в этом году на купания пришло гораздо больше кыргызов: кто-то с друзьями-христианами, кто-то сам по себе. Я считаю, что это очень хорошо, когда люди стремятся узнать другую культуру. Это всегда сближает и способствует миру и добрососедским отношениям между представителями разных вероисповеданий.