В последнее время в Кыргызстане махровым цветом расцветает бытовой национализм. Периодически местный сегмент соцсетей взрывается очередной выходкой или высказыванием по поводу национальных меньшинств, проживающих в республике.

А после того, когда с легкой подачи одного из политиков, заявившего, что все нацменьшинства всего лишь квартиранты,  (профессор одного из столичных вузов так и вовсе рекомендовал «валить в нищую и рабскую рашку»), националистические настроения обострились.

Безнаказанность публичных призывов не прошла даром.

«Охота на ведьм» в самом разгаре.

Национализм бытовой, обыкновенный

Громкое дело о бытовом национализме в отношении известного врача-реаниматолога Егора Борисова, избитого и оскорбленного неким Мирланом Ирсалиевым, завершилось в прошлом году. Пожалуй, это был первый прецедент, когда дело дошло до уголовного обвинения и даже до логического завершения. Виновник «схлопотал», хоть и условно, пять с половиной  лет по статье 299 УК КР  за возбуждение  национальной  вражды и унижение национального достоинства. В качестве компенсации доктор, великодушно простивший обидчика, предложил приобрести электрокардиограф для 3-й детской больницы.

Процесс широко освещался во всех СМИ, и для Мирлана Ирсалиева это был лучший выход. Статья серьезная, предусматривает срок лишения свободы от трех до пяти лет. А если бы инцидент произошел не в столице и не получил бы огласки? Добился бы потерпевший справедливости или,  как, например,  дело несовершеннолетнего Сергея Панамаренко спустили бы на тормозах? Скорей всего так и было бы.

Родители Сергея Панамаренко уже отчаялись добиться справедливости в суде. И дело даже не в оскорблении по национальному признаку, а в причинении физического вреда здоровью их ребенка, которое, увы, осталось безнаказанным…

Вечером 8 июля 2016 года 17-летний Сергей Панамаренко вышел проводить своих одноклассников, заглянувших в гости. На улице ребят едва не сбила машина. Водитель, говорит потерпевший, намеренно ехал на них. Наверное, хотел напугать, предполагают ребята, а может и провоцировал конфликт. Водитель-односельчанин вышел из машины и с кулаками набросился на одного из друзей Сергея: дескать, не видишь что ли – я еду!

Естественно, Сергей вступился за одноклассника и попытался урегулировать конфликт. Водитель – взрослый мужчина – обложил парней трех-этажными непечатными эпитетами, не забыв присовокупить к ним пресловутое «орус». Начавшуюся было потасовку прекратили выбежавшие на шум соседи. Негоже, мол, так себя вести, не по-соседски. Столько лет жили на одной улице дружно… Казалось бы, конфликт исчерпан. Но не для Нурадила уулу Кенжебека, со злостью хлопнувшего дверью своего автомобиля.

Кстати, стоит отметить, что «орусом» назвать Сергея Панамаренко можно с натяжкой. Да, отец – русский, а мать – турчанка. Одним словом – интернациональная семья.

— Самое обидное, – рассказывает мать Сергея Гуля, – мы много лет живем по-соседству. Когда они были детьми, я за ними присматривала, в то время их родители были на работе. За что они избили моего ребенка?

Они – это Кенжебек и его брат Эсен Эгизбаев, также приложивший руку к конфликту. Спустя пару часов после стычки Сергей со своим другом сидели на поле, расположенном в селе Федоровка, и как вся нынешняя молодежь играли в телефонах. Вдруг Сергей почувствовал сильный удар по голове и потерял сознание.

Позже выяснилось, что вернувшийся домой Кенжебек заметил ребят в поле, которое находится на расстоянии 100-150 метров от его огорода, и направился на разборки, памятуя недавний конфликт.

Когда парнишка упал без чувств, Кенжебек, видимо, испугался – замаячила серьезная статья и долгий  срок лишения свободы. Поэтому с помощью подоспевшего брата Эсена бросился приводить Сергея в чувство. К этому времени подоспел старший брат Сергея, которому удалось привести его в сознание.

Услышав крики и шум, глава семьи Панамаренко тоже поспешил на поле, предположив, что младший сын может находиться там.

— Когда я пришел на место, то сразу оценил серьезность ситуации. Младший Сергей, уже избитый, еле стоял на ногах, старший сын Саша поддерживал его, а вокруг примерно 25-30 пьяных парней, готовых начать драку в любой момент, – рассказал Сергей Александрович.

— Вы что тут делаете? Ну-ка быстро марш домой! – делая вид, что не понял ситуации, отругал сыновей глава семейства. Дома младшему сыну стало снова плохо, началась рвота, и он потерял сознание. Родители отвезли парня в местную больницу, где ему и поставили диагноз «Закрытая черепно-мозговая травма» и «Сотрясение мозга».

17-летнего Сережу оставили в палате, но ненадолго. Выпроваживать его начали уже на следующий день: дескать, лечение назначено, лечитесь дома. Не подозревая о подвохе, родители забрали сына, получив заключение о легком причинении вреда здоровью.

 

Отсутствие состава преступления!

На основании этого заключения следователь ОВД Жайылского района  вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по причине отсутствия состава преступления, усмотрев лишь административное правонарушение. Речи об уголовной ответственности за разжигание и оскорбление по национальному признаку даже не шло. Все переместилось в плоскость административного кодекса, хотя во всех дальнейших постановлениях этот факт установлен.

Прокуратура Жайылского района выносит постановление, отменяющее отказ в возбуждении уголовного дела, и направляет материалы для дополнительной проверки. Новый следователь, принявший дело, опять-таки в упор не видит очевидного и снова выносит отказ в возбуждении уголовного дела.

А уже 9 августа состоялся «разбор полетов» в административном порядке, где Нурадил уулу Кенжебек был признан виновным по статье 66-10 Административного кодекса, то есть в умышленном причинении легкого вреда здоровью. Самый гуманный суд назначил ему наказание в виде ареста на 5 суток. Его брат за мелкое хулиганство был оштрафован на 300 сомов согласно тому же Административному кодексу по статье 364. Всего лишь! Суд расценил его оскорбления по национальному признаку просто как  нецензурную брань в общественном месте, нарушившую общественный порядок и спокойствие граждан! А, принимая во внимание вступивший в силу  довольно быстро этот самый приговор суда, в возбуждении уголовного преследования за побои было отказано!

Возмущенные таким исходом правосудия родители парня по сей день обивают пороги приемных Генпрокуратуры, МВД и ГКНБ, пытаясь добиться справедливого решения. 8 августа прошлого года уголовное дело по статье 112 УК КР все же возбудили. Нурадила уулу Кенжебека привлекли в качестве обвиняемого. Его адвокат обратился с ходатайством о прекращении уголовного преследования его подзащитного в связи с истечением срока давности! С учетом того, что материальный ущерб по гражданскому иску не был возмещен, уголовное дело не прекратили. И даже передали в суд, где и прекратили. По сроку давности. Оставив гражданский иск о возмещении материального ущерба без рассмотрения.

Стоит ли говорить, что сотрясение мозга не проходит бесследно. И лечение его – процесс долгий и дорогостоящий. И в любом случае нет гарантий, что не возникнет осложнений на органы зрения или слуха, которые приведут к неполноценности жизни молодого человека.

От греха подальше, опасаясь за жизнь и здоровье младшего сына, родители отправили Сергея учиться в Россию. Говорят, там и ему, и нам спокойней. Ведь обидчики так и не понесли заслуженного наказания, а значит, не сделали для себя никаких выводов. Следовательно, все может повториться.

Отец Сергея по доверенности представляет интересы сына в суде, пытаясь хотя бы рублем, то есть сомом, наказать виновников – заставить хотя бы оплатить лечение сына. Сумма небольшая, всего 55 тысяч сомов, но и ее, похоже, ответчики выплачивать не намерены. Им национализм с рук сошел, а гражданский иск – такая мелочь в сравнении с этим.