В последнее время заметно растет недоверие к правоохранительным органам. И это недоверие возникло не сегодня и не вчера. Чувство страха и уважения к людям в погонах сменилось ироничной критикой и опаской. А поговорка «Моя милиция меня бережет» обрела другой смысл.
Взаимодействие с правоохранительными органами усложнилось и стало непредсказуемым, поскольку сотрудники системы иногда ориентируются на несколько другой вид «профессиональной» деятельности, приносящей больший доход…
Коммерсант с кредитом
В 2010 году Давран (имя изменено) вместе с супругой выкупили контейнер на Ортосайском рынке и занялись торговлей, постепенно увеличивая обороты. Спустя некоторое время супруги решили, что для расширения бизнеса стоит взять кредит в банке. Первые два кредита были успешно погашены, а потом торговля резко снизилась и остаток последнего кредита «завис» невыплаченным. В связи с чем банк обратился в правоохранительные органы, и на супругу Даврана (кредит был оформлен на нее) было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». С помощью родственников и друзей женщине удалось погасить задолженность перед банком и уголовное дело в отношении нее прекратили. Поэтому дальнейшие события поначалу никак не увязывались с кредитной историей.
22 марта около восьми часов утра Давран отвел ребенка в детский сад и… пропал: ни домой, ни на работу в тот день мужчина так и не пришел. Обеспокоенная супруга дозвонилась воспитательнице на мобильный телефон, и та подтвердила, что Давран привел ребенка, внес месячную оплату за детсад и ушел. Примерно в час дня супруга все-таки дозвонилась Даврану. Тот ответил полушепотом, дескать, с ним все нормально, и отключился. Кроме голоса мужа в трубке был слышен еще чей-то шепот. Спустя полтора часа Давран перезвонил сам и попросил срочно найти 2 тысячи долларов, чтобы его отпустили. Кто и почему – не уточнил, попросил лишь срочно найти деньги. В тот день Давран еще несколько раз звонил жене насчет денег, но найти такую сумму женщина не смогла. Вечером супруг сообщил, что его не отпускают, и он заночует в гостинице.
На следующее утро женщина отправилась не на рынок, а прямиком в МВД писать заявление. В ходе разработанной спецоперации по освобождению Даврана вечером около одного из столичных супермаркетов сотрудниками МВД был задержан автомобиль «Субару» с находившимися в нем пассажирами, одним из которых был похищенный коммерсант. Похитителями оказались два сотрудника ГОМа №6 и курсант, проходивший там преддипломную практику.
Давран рассказал, как утром при выходе из детского сада к нему подошли двое мужчин и, представившись сотрудниками милиции, силой затащили его в автомашину «Субару-Легаси», угрожая пристрелить. В машине у бизнесмена отобрали мобильный телефон, а потом целый день возили по городу, требуя 5 тысяч долларов за освобождение. Когда коммерсант объяснил, что такая сумма для него неподъемная, похитители снизили ставку до 2 тысяч и разрешили позвонить друзьям и родственникам, чтобы собрать деньги.
Сотрудник ГОМа Эрмек Асаналиев звонил следователю при потерпевшем и уговаривал «закрыть» Даврана, чтобы был посговорчивее. При этом он обещал поделиться деньгами, но следователь не согласился.
Ночь заложника
К вечеру жене торговца удалось собрать тысячу долларов. Но необходимо было подождать до утра, чтобы получить денежный перевод из России. Когда Давран сообщил об этом похитителям, они решили переночевать в гостинице и отпустить его только после получения денег. Но гостиничный номер оплатить должен был заложник. Снова начались звонки в поисках денег. После того как знакомый коммерсанта привез 1500 сомов, похитители направились в частную гостиницу, по дороге позвонив какому-то курсанту, дескать, надо посторожить задержанного до утра.
В номере оборотни в погонах договаривались, как будут делить деньги. Находясь в пленниках у милиционеров, кричать и звать на помощь было бессмысленно. После полуночи Асаналиев ненадолго отлучился и вернулся в компании девушек и с запасом алкоголя. По показаниям подсудимых, они довольно неплохо провели ночь: общались с дамами, играли в карты, выпивали: дескать, никакого насилия или давления в отношении коммерсанта не было.
Ранним утром Асаналиев и Калдыралиев съездили на работу, оставив пленника с курсантом, а по возвращении снова стали требовать поторопиться с деньгами.
Родственники потерпевшего по указанию оперативников тянули время, чтобы установить местонахождения заложника. После двух часов супруга Даврана сообщила, что деньги из России получены, и предложила встретиться возле банка. Похитителей задержали, едва их иномарка припарковалась на стоянке возле супермаркета.
По данному факту было возбуждено уголовное дело по статьям 123 («Похищение человека») и 305 («Превышение служебных полномочий»). Во время следствия обвиняемые находились под домашним арестом под поручительством.
Знакомый Даврана опознал Э. Асаналиева, которому передавал деньги вечером на пересечении улиц Ахунбаева и Манаса.
Легко отделались
В ходе судебного разбирательства подсудимые вину признали частично, пояснив, мол, что хотели из человеческих побуждений помочь(!) Даврану рассчитаться с долгами.
По их словам, потерпевший совершенно добровольно сел в их машину, а затем катался с ними весь день. Якобы по договоренности коммерсант поехал в гостиницу, в то время как его близкие искали деньги. В гостиничном номере потерпевший добровольно прислуживал им, когда они пили водку и общались с девицами. О принуждении со стороны не было и речи!
Выяснилось так же, что руководство ГОМа указаний об установлении, а уж тем более о задержании потерпевшего не давало. Следователь, с которым созванивался Эрмек Асаналиев, тоже был не в курсе происходящего.
По результатам судебно-медицинской экспертизы видимых телесных повреждений на теле потерпевшего не обнаружено, поэтому суду было сложно объективно оценить его эмоциональное состоянии. Однако, по заключению медиков, потерпевший до сих пор находится в состоянии эмоционального дискомфорта, испытывая тревогу и страх, что характерно для психологического насилия.
Доводы подсудимых о том, что они не похищали коммерсанта, суд счел надуманными и расценил как попытку уйти от уголовной ответственности.
Эрмек Асаналиев, Ислам Калдыралиев, а также Канымет Омуралиев были признаны виновными в похищении человека, а также в превышении должностных полномочий в корыстных побуждениях. Однако суд счел возможным назначить им наказание, не связанное с лишением свободы. За похищение предпринимателя теперь уже экс-сотрудники милиции отделались тремя годами условного срока и штрафом в размере 100 тысяч сомов, в то время как закон предусматривает реальный срок лишения свободы от
3-х до 10-и лет! Такие вот дела…