Скоро наступит зима, а вместе с ней придут холода. Но, несмотря на то, что в нашей стране есть месторождения угля и поставщики, оказывающие услуги по его доставке, для многих жителей Кыргызстана заготовка угля этой осенью оказалась достаточно нервной.

В редакции всё чаще стали раздаваться звонки по этому поводу.

Позвонившая в газету женщина рассказала о том, что хотела купить уголь, но его нет.

И даже сосед, который занимался перевозкой твёрдого топлива, не смог достать ей уголь. Почему в этом году так мало угля?

Чем грозит  опасность его дефицита?

Мы решили разобраться с этой ситуацией и посетили пункты реализации угля. С наступлением холодов цена на твёрдое топливо в Бишкеке поднялась и нависла угроза дефицита угля. В прошлом году зима была тёплой, и спрос на уголь был крайне низким. А в этом году холода наступили уже в октябре, причем температура опустилась резко, что вызвало повышенный спрос на твёрдое топливо. Но угля нет! С чем это связано и будет ли уголь, мы решили узнать, посетив пункты реализации твёрдого топлива в столице.

Управляющий топбазой «Кара-Кече» города Бишкек Саламат Озубеков рассказал, что каракечинский уголь поступает понемногу. Сегодня на базе есть около пятидесяти тонн. Но этого очень мало, он разойдется за пару часов. И цена повысилась, потому что водители, которые привозят уголь в Бишкек с карьера «Кара-Кече», немного повысили цену.

— Они это объясняют тем, что стоят в очереди за углем в карьере несколько дней и даже неделю. И загружают только до двадцати тонн угля. Раньше многие привозили на больших грузовых машинах «ХОВО». Туда можно загрузить до сорока тонн, так как им сейчас запретили въезд в город, сейчас приезжают только КамАЗы. И чтобы покрыть все свои расходы и получить хоть немного прибыли, они и подняли цену. Если раньше уголь из «Кара-Кече» продавали по три тысячи триста сомов, то сейчас тонна продается по три тысячи восемьсот сомов. Есть еще и другая проблема. Перекупщики оптом закупают уголь и продают его мешками. Ведь водителям нет разницы, кому они продадут свой товар. Они продают тому, кто больше предложит. Из-за этого на базах не так много угля, и цена подскочила, – рассказал Саламат Озубеков.

По словам водителей столичных угольных баз «Шабыркуль» и «Кара-Кече» Турата Албанова, твёрдое топливо с казахстанских месторождений «Шабыркуль» и «Кара-Жыра» вообще не привозят, а с «Кара-Кече» поступает на базу, но очень мало.

— В основном горожане покупают уголь месторождений «Шабыркуль» и «Кара-Жыра», но его в этом году нет. Помимо этого поднялась цена на местное твёрдое топливо – каракечинское, потому что его тоже привозят мало. Каждый день горожане и жители Чуйской области приезжают за углем. Узнав цену за тонну, а еще и за доставку, они просто уходят. Многие предпочитают лучше понемногу брать в мешках, чем платить за тонну три тысячи восемьсот сомов плюс за доставку две тысячи сомов. Хотя они понимают, что это намного дороже, но зато по частям не так заметно. Я работаю водителем в топбазах уже несколько лет. Мы берем за доставку не так как частники, а намного дешевле. Все равно у народа при такой цене за уголь на доставку денег не остается. Не понимаю наших чиновников, которые говорят по новостям, что уголь в достаточном количестве привезли, что нет никаких проблем. Как вы сами видите, нет угля. Если даже есть, то очень мало. Почему образовалась такая проблема – пока неизвестно: только и слышим, что скоро будет, а когда? Уже октябрь заканчивается, – возмутился Турат Албанов при разговоре с корреспондентом газеты.

На топбазе «Шабыркуль» мы попытались выяснить, почему нет самого востребованного угля – шабыркульского. Но там никого не было, и все двери были закрыты на замок. Тем не менее нам удалось заглянуть внутрь через решетки невысокого забора. И действительно, там не было ни угля, ни людей. Как и мы, горожане, приехавшие купить уголь, уходили, увидев закрытые двери.

Сталбек Иманалиев, житель новостройки «Кок-Жар» города Бишкек, рассказал, что соседи предупреждали его, что угля с «Шабыркуля» и «Кара-Жыра» мало привозят из соседней страны, и его практически сразу разбирают. Но он не поверил.

— Каждый год я покупал по две или три тонны шабыркульского угля. Потому что он хорошо горит. Сегодня тоже приехал за углем, но его нет. Не знаю, что делать. Наверное, буду брать наш местный уголь. Цена на него тоже повысилась. Уголь все дорожает, еще за доставку приходится платить немалые деньги, – добавил он.

Однако технический директор госпредприятия «Кыргызкомур» Валерий Бобров уверяет, что в этом году проблем с углем нет и не будет.

По его словам, сезон реализации твёрдого топлива только начался.

— Люди приезжают в топбазы и, увидев 30-50 тонн угля, думают, что зима  близко, а угля совсем мало. Но это не так. Уже четыре года пункты реализации предпочитают приобретать уголь небольшими объемами. И когда они все продадут, заказывают еще. Потому что четыре года назад в пунктах реализации топлива было много угля. А зима была теплая, никто практически не смог продать свой товар и все понесли убытки. По этой причине они начали работать таким вот образом, – пояснил В. Бобров.

Он также прокомментировал ситуацию с казахстанским углем.

— Сейчас поставок нет. Потому что вагоны задействованы на перевозке сахарной свеклы. По этой причине уголь не завозится. Но до конца октября начнут завозить. И не будет никакой проблемы. Каждый год поставка угля из соседней страны осуществляется в конце октября. Раньше просто оставались прошлогодние остатки, вот они и продавали. А местный уголь ежедневно поступает. Как я уже сказал, сейчас пункты реализации топлива закупают уголь в небольших объемах, и все это продается. В конце сентября для населения столицы было доставлено более семнадцати тысяч тонн угля. Помимо этого идет поставка на ТЭЦ столицы. После реконструкции ТЭЦ новые котлы полностью адаптированы под отечественный уголь, – рассказал В. Бобров.

Что ж, оптимизм технического директора ГП «Кыргызкомур» правительство разделить не пожелало, и директор

М. Джаманбаев был уволен именно за плохую подготовку к зимнему сезону.

Как справится новое руководство, покажет время. А пока погода портится, угля нет.

 

Гульзат Исмаилова.

фото автора.