Театр оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева был построен в 1955 году и является одним из красивейших объектов архитектуры республики.

В этом году театру исполняется 75 лет. На полную реконструкцию из госбюджета к юбилею было выделено

37 миллионов 400 тысяч сомов. Однако реконструкция театра многим запомнится не обновлением облика храма искусства, а скандалом со сносом уникальных скульптур, украшавших фасад здания.

Фотографии разбитых скульптур, украшавших фронтон театра оперы и балета, вызвали в обществе волну гнева. Бишкекчане назвали это открытым актом вандализма.

Высокий фронтон был украшен монументальными скульптурами талантливого скульптора Ольги Мануйловой и московского скульптора Ольги Миньковой.

Эта тема вызвала большой резонанс в обществе, и директор театра Болот Осмонов  пригласил журналистов и прояснил все нюансы, которые касаются реконструкции театра.

По его словам, сейчас театр активно готовится к своему 75-летию, поэтому работы ведутся ударными темпами.

Болот Осмонов прокомментировал ситуацию со снесенными изваяниями, которые ранее украшали крышу театра.

— Компания, выигравшая тендер по скульптурам, сделает их точные копии. Провели обследование скульптур. Их состояние было катастрофическим. В 1955 году их сделали из бетона, заржавела арматура, внутри скульптур находился мусор. По результатам обследования, ни одно изваяние не подлежало реставрации. В течение 45 дней компания сделает их копии. Работы должны будут пройти худсовет. Комиссия проверит, все ли сделано так, как в оригинале. Мы стараемся не переделать, не сломать, а восстановить. Не ждать же, когда эти скульптуры рухнут кому-нибудь на голову.

Подробнее о состоянии скульптур рассказал скульптор Курманбек Эрматов.

— Они оказались в ужасном состоянии: голова, например, держалась, что называется, на честном слове, и небольшого толчка хватило бы, чтобы она отвалилась. Каркаса, соединяющего голову и туловище, просто не было. Как выяснилось, сама скульптура была изготовлена с нарушением технологии. Помимо бетона использовались обломки кирпича и камней, что сделало композицию раза в два тяжелее нормы. Железный каркас, который оказался только в туловище, также пришел в негодность. Нам пришлось аккуратно, насколько это возможно, разделить скульптуры на три части и спустить их на землю. Сейчас они в академии художеств, – рассказал мастер.

Болот Осмонов подчеркнул, что все будет восстановлено в первозданном виде без каких-то дополнений, так как оперный театр является памятником архитектуры. Материал будет использован тот же самый – бетон, но уже без примесей. Таким образом, даже цвет останется идентичным. Только вес за счет отсутствия мусора будет составлять не более 3-х тонн.

Реставрация других скульптур, лепнин, розеток и пинаклей (декоративных башенок) тоже началась. Разрушенные элементы, которые не подлежат реставрации, попросту сняли, а на их место поставят точные копии, изготовленные из более прочного полиэстера. Бронзовые скульптуры вернут на место в первозданном виде.

Также идет замена крыши, всех рам и дверей. Все двери храма искусства теперь будут дубовые. Кроме внешнего вида идет капитальный внутренний ремонт. Ремонтируются оркестровая яма и фойе. Также ремонтируются туалеты.

— Раньше туалеты находили по запаху. В театре такого не должно быть. Для того, чтобы увеличить высоту потолка в туалетах, разламывают бетонный пол. Оказывается, около 80 см было залито бетоном, – рассказывает директор театра.

Осмонов обещает, что гранитные плиты снимут, отмоют и поставят на место, но уже на одном уровне, то есть избавятся от всех трещин и неровностей.

Стоит отметить, что даже цвет фасада будет идентичен старому. Специально для этого проводился химический анализ штукатурки, чтобы не было  разницы в цветовой гамме.

Кроме того, теперь театр приобретет и несколько современных «обновок» – появится современная подсветка по всему фасаду, потолку и даже по периметру прилегающей к театру территории.