Дома и огороды в селе Пригородное Аламудунского района затапливает не первый год, однако дренажную систему, необходимую для решения проблемы, приводить в порядок власти не спешат, поэтому и в этом году не обошлось без проблем. Уровень грунтовых вод в селе поднялся до критической отметки. Подтопление длится уже порядка месяца, уровень воды периодически опускается, однако потом снова увеличивается, заполняя огороды и подвалы.

Жители села, не дождавшись помощи от уполномоченных органов, ищут помощи в социальных сетях и СМИ.

Так, Галина и Светлана Кетовы, чьи родители проживают в Пригородном, на своих страницах в Facebook разместили не один пост о «болоте», в которое превратились огороды.

— Идет большое количество воды с БЧК, из-за этого грунтовые воды поднялись до очень опасного уровня. Во дворах у людей стоит вода на уровне 20 сантиметров. У соседей моих родителей дом от постоянных наводнений уже деформировался. Они испугались, вывезли детей из дома. Приезжали из «Водоканала», сказали, что это не их проблема. Из МЧС были представители, они дали понять, что будут заниматься этим, только когда будут разрушения. В общем, со стороны властей не предпринимается никаких мер по устранению последствий ЧС. В айыл окмоту отказались заниматься проблемой людей, сославшись на то, что от грунтовых вод страдает только одна улица, на которой расположено всего 6 частных домов. Люди в шоке, они не знают, что делать, некоторые предлагают перекрыть дорогу, чтобы привлечь к проблеме внимание властей. Также они намерены подать в суд на государство. Жители села обращались в разные инстанции, но не были услышаны, – рассказала Светлана Кетова.

О том, что проблему жителей не могут решить уже в течение месяца, подтвердил Адилбек Батырбаев, проживающий в Пригородном.

— Проблема в том, что наши дома топит из-за высокого уровня воды в БЧК. В 2016 году квартальная нашего участка писала письма в айыл окмоту о том, что требуется очистить БЧК и дренажный канал. Никакой реакции не было. В этом году в конце июня уровень воды в БЧК опять поднялся, начало затапливать дома, сады и огороды. На улице есть три-четыре дома, в которых вода стоит в жилых помещениях. У одного из соседей образовалась трещина в доме, страшно там даже ночевать. Те, кому некуда уйти, укладывают доски, камни. В этом году мы уже обращались в айыл окмоту, прокуратуру Аламудунского района, районную администрацию, областную администрацию, в санэпидемстанцию, так как затапливаются септики, туалеты, а вода никуда не уходит – зелёная такая, с лягушками. В МЧС обращались и в Чуйское управление водного хозяйства тоже. Приезжали к нам представители вышеуказанных организаций, ходили по домам.

Сотрудники управления водного хозяйства разводят руками и говорят о том, что БЧК обеспечивает водой для полива 4 района, а в правительстве есть соглашение о доставке воды в Казахстан. МЧС составило акт о том, что поднимается уровень грунтовых вод, необходимо принимать срочные меры, присутствует угроза разрушений и эпидемий. Я уже раз 10 просил предоставить специалиста, который может составить схему дренажной системы. Однозначного ответа на эту просьбу никто не дал. Говорят, что это длительный процесс и дорогое удовольствие. Проблема заключается и в том, что некоторые люди не заинтересованы, чтобы дренажную систему устанавливали, так как по пути её следования построили магазины. Так и получается: все вроде «за» решение проблемы, а пострадавшие люди по-прежнему воду из домов черпают, – посетовал Адилбек.

В пресс-службе МЧС сообщили, что письмо в Чуйское управление водного хозяйства с просьбой о снижении уровня воды в БЧК, а также организации работ по согласованию с МП «Зеленстрой» направлено. Но жители села сетуют, что предписания остаются лишь на бумаге, а ситуация ухудшается с каждым днём. Воды за выходные стало ещё больше. МЧС предупредило жителей об опасности оставаться в родных стенах.

Несмотря на очевидную опасность затопления, местные власти вдруг решили взяться за совсем иную проблему. По решению айыл окмоту в Пригородном начался спил деревьев. Жители села в недоумении: чем может помочь проблеме уничтожение посадки? По словам Светланы Кетовой это не только не решит проблему, но и добавит новые.

— Сегодня чуть драка не произошла. Воду не сбрасывают, говорят, что айыл окмоту будет принимать меры. Собрались чистить склон и спиливать деревья – никому же не жалко того, что было выращено трудами сельчан. Потом сказали, что через наш огород проложат трубу в канализацию, чтобы хоть так вода стекала. Стали открывать люки, выбежали соседи, которые были настроены против таких мер. Сейчас снова что-то решают, а толку-то. Специалиста по дренажной системе нет, а предписание МЧС о снижении уровня воды никто выполнять не собирается. Вода у родителей уже в бане стоит. Деревья будут пилить, берег срезать. Что это даст? Вода, наоборот, ещё больше пойдёт. В общем, теперь пилят деревья, которые своими корнями хоть как-то удерживают почву и берег. Что теперь будет – непонятно, – пожаловалась девушка.

Местные жители делятся предположением, что вся проблема упирается в деньги. Мол, воду продают в Казахстан и для этого увеличили объем воды в БЧК. Заверения властей в том, что вода предназначена для полива огородов, жителей не убеждают. По словам старожилов села, на протяжении десятков лет полив был возможен и при прежнем уровне воды, да и сезон полива скоро подойдет к концу. Тем более, что из-за высокого уровня воды сады и огороды начинают пропадать и превращаться в болота.

 

Юлия Хижнякова