В редакцию пришло письмо от жителей села Кара-Жыгач.

Мы не остались в стороне и решили помочь уже отчаявшимся жителям села.«Мы, жители села Кара-Жыгач Аламудунского района (бывший совхоз «Ала-Тоо»), проживающие на улице Людмилы, имеем трудности по прохождению дороги, то есть затрудняемся ходить на остановку, в магазин, так как дорога в грязи и можно пройти лишь в резиновых сапогах. Мы неоднократно собирали по 300 сомов, нанимали трактор, но это все ненадолго, ведь нужно делать отсыпку. Далее мы обращались в айыл окмоту, на что нам отвечали: «Когда будут деньги – сделаем».

И на этом всё. Это длится уже несколько лет и никому до нас нет дела. Просим Вашей помощи в решении этого вопроса и очень надеемся на Вас».

Письмо подписали 10 жителей улицы (оригинал письма хранится в редакции).

Наш корреспондент лично отправился в село Кара-Жыгач на улицу Людмилы, чтобы посмотреть, действительно ли все так плохо. Как оказалось, описанные в письме беды – лишь верхушка айсберга.

Калмухамбет Нургазиевич Уржанов не первый год вместе со своими односельчанами ведет борьбу с водой, которая, как и положено жидкости, «течет куда хочет». По его рассказам, в советское время при строительстве учитывали разлив воды и принимали соответствующие меры.

— Как только начинается дождь, так вся вода сразу разливается по дорогам. Вы и сами видите, какие тут лужи глубокие. Когда в советское время строили канал, проходящий мимо нашей улицы, этот момент учли и специально сделали бетонированный селеотводящий канал. После развала Советского Союза в последующие годы никто за этим не следил, землю раздали под участки, не учитывая наличие канала. Хозяева засыпали каналы, и вода при дождях стала заливать дороги и участки. Из-за этого у некоторых жителей разрушаются стены и заборы. Лет шесть, наверное, мы пытаемся решить этот вопрос. Уже сменились четверо глав айыл окмоту, а ситуация так и не улучшилась. Много раз обращались туда, один раз нам выделили щебень, но за доставку и засыпку нам пришлось платить самим. Но проблему это не решило. Пока селеотводящий канал не очистят, так и будет каждый раз всех затапливать. Это комплексный вопрос. Даже если дорогу грамотно заасфальтировать, то она все равно развалится примерно через год.

Калмухамбет Нургазиевич провел небольшую экскурсию по улице Людмилы для нашего корреспондента и выяснилось, что есть в селе и другие проблемы с водой. Например, давно уже не действуют поливные арыки. Из-за отсутствия бетонной основы большая часть воды уходит сквозь землю в шахты теплотрассы давно закрытого завода. Жители сами пытались выложить арыки, но собранных жителями средств хватило только на небольшую часть арыка.

Еще одна проблема, которая распространяется уже на все село – отсутствие питьевой воды. Та вода, что течет из водопровода, не годится даже для мытья пола. Калмухамбет Уржанов, как и другие жители села Кара-Жыгач, за питьевой водой проезжает 5 километров в село Кок-Жар. По его словам, эти неудобства ничто по сравнению с бедой, которая подстерегает сельских детей.

— Детям, особенно маленьким, трудно объяснить, что такую воду пить опасно. Они же не замечают этого, особенно, если заиграются: открыли кран, попили и побежали играть. Поэтому дети у нас постоянно болеют. В прошлом году была настоящая эпидемия болезни Боткина. Многие семьи собирали деньги на лечение детей. А ведь такая же вода течет и в кранах в школе! Можете сами посмотреть.

Разумеется, наш корреспондент не преминул воспользоваться возможностью и посетил Кара-Жыгачскую среднюю школу имени Каратала Табалдинова. Оказалось, что и в школе течет вода, непригодная даже для мытья рук. По словам администрации школы, им тоже приходится покупать воду за отдельную плату.

Как пояснил  Калмухамбет Нургазиевич, все дело в том, что водопроводные трубы необходимо периодически прочищать и проводить другие мероприятия по поддержанию порядка в системе. Он сам раньше работал в этой сфере, и при нем это делалось с предписанной правилами периодичностью. Однако сейчас, судя по цвету воды, все это уже в прошлом.

Мы попытались связаться с главой айыл окмоту, однако у него так и не нашлось времени, чтобы ответить на вопросы журналиста. Но время идет, лужи становятся глубже, стены домов и заборы оседают и дают трещины, а люди, вынужденные с трудом и затратами добывать питьевую воду, теряют веру в то, что власть всех уровней когда-нибудь вспомнит о своей главной обязанности – работать во благо людей.

 

Юлия Хижнякова

фото автора.