В 80-х годах Канатбек Нияскулович Тюлегенов часто ходил по различным музеям и выставкам во время своей учебы в Москве. Однажды ему довелось посетить музей восковых фигур, где он увидел фигуры Петра 1, Гитлера, Сталина, играющих в карты Наполеона с Кутузовым. Экспонаты были настолько реалистичны, что ему казалось, будто вот-вот заговорят. По прошествии более 20 лет у Канатбека Нияскуловича появилась идея сделать что-то подобное в Кыргызстане. Он сам нашел мастера в России, который делает восковые фигуры, связался с ним и сделал свой первый заказ. Это были фигуры Арнольда Шварценеггера и Майкла Джексона. Так появился первый в Кыргызстане музей восковых фигур.
К осуществлению своей мечты предприниматель Канатбек Тюлегенов шел 3 года. Сегодня его музей насчитывает уже 25 восковых экспонатов, и в скором времени его коллекция пополнится новыми фигурами Сталина, Гитлера, Баскова, Брэда Питта и Трампа.
Звезд коллекционер отбирал с особой тщательностью. Записывал в тетрадке десятки имен знаменитостей, а потом начинал вычеркивать одну за другой. Старался сделать так, чтобы каждому посетителю было интересно пройтись по музею.
Изготовление фигур оказалось очень дорогостоящим делом. Стоимость каждой скульптуры составляет в среднем 2 тысячи долларов.
— Российский мастер делал только голову и руки, а само тело знаменитости уже собиралось в Кыргызстане, – пояснил К. Тюлегенов. – На создание одной фигуры у мастера уходит приблизительно 3 месяца. Работа над головой идёт дольше всего. Лицо заранее лепится из пластилина или глины, а потом его по макету отливают в восковую форму. Волосы почти на всех фигурах – натуральные. В среднем на голове человека от 120 до 140 тысяч волос. Каждый волосок «вживляют» вручную. Затем прорисовывается мимика, вставляются брови и ресницы. Завершающие штрихи наносит гримёр. Глаза – высококачественные протезы. Слепок руки делается из обыкновенного воска и отливается в специальной форме. Далее мастер вручную доводит «полуфабрикат» до готовности, не вся фигура состоит из воска. Тело из пластика.
Изначально жена не сильно одобряла мою затею. Она долгое время не понимала, во что я большую огромную сумму денег, ведь речь идет о 30 тысячах долларов. Результат появился только через три года. Но когда вся моя семья увидела эти фигуры, то сомнения как-то сами по себе отпали.
Для фигур одежда в основном покупалась на карабалтинской барахолке и ошском рынке. Что-то из одежды Канатбек взял у друзей. К примеру, кожаная куртка для Шварценеггера. Для французского актера Жерара Депардье, киноактера Брюса Ли и главного героя кинофильма «Чингачгук — Большой Змей» Гойко Митича одежда шилась на заказ.
Канатбек Тюлегенов сам придумывает образы, в которых будут представлены его восковые куклы.
К. Тюлегенов признается, что недоработки есть в каждой из фигур, и многие говорят, что знаменитости вовсе на себя не похожи.
— Переделки были. Мастер отправлял мне фотографию по WhatsApp, я делал замечания, но что-то, видимо, мною было упущено. Тем не менее, каждая из фигур для меня является любимой.
В музее, кроме фигур российских и зарубежных актеров и политиков, можно увидеть восковую копию кыргызского богатыря Кожомкула. По легенде, он мог поднять лошадь, пронести несколько километров камень весом в 160 кг. Его лицо воссоздавалось по фотографии.
Рост всех фигур и пропорции тела при изготовлении экспонатов были соблюдены. К примеру, размер руки Кожомкула, согласно историческим справкам, достигал 25 см. Реальный рост кыргызского богатыря был 2 м 15 см. В музее он чуть пониже – 2 метра. Причина – низкие потолки в помещении.
Кожомкул – пока единственная кыргызская знаменитость в музее. Появятся ли фигуры кыргызских политиков в коллекции – пока не известно. По мнению создателя музея, фигуры наших политиков не будут столь актуальны в странах СНГ, куда Канатбек Тюлегенов собирается вывезти свои восковые фигуры на «гастроли». В планах – заказать фигуру кыргызского писателя Чингиза Айтматова и художника и актера Суйменкула Чокморова.
Организовать выставку фигур в Бишкеке у Канатбека Нияскуловича не получилось. В ЦУМе музей проработал чуть больше двух месяцев и был закрыт из-за высокой арендной платы, которую хозяин коллекции не смог потянуть. В родной Кара-Балте музей тоже долго не проработал – всего месяц. Несмотря на то, что билеты были недорогими (100 сомов – взрослый и 50 сомов – детский) в день его посещали не более 5 человек. А для того, чтобы окупить аренду, необходимо посещение не менее 20 человек в день.
Сейчас восковые фигуры ждут своего звездного часа на складе. К местным властям Канатбек Нияскулович не обращался, так как не уверен, что получит достаточную помощь. Как и многие деловые люди он привык полагаться только на себя. Несмотря на временные трудности, уже нынешним летом Канатбек Тюлегенов намерен устроить тур для своего музея восковых фигур вокруг озера Иссык-Куль.
Юлия ХИЖНЯКОВА.
Фото www.