Современная жизнь порой задает нам жесткий ритм. В этих условиях даже небольшие сложности, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, нервируют и портят настроение. А каково в этих условиях тем, кого называют маломобильной группой населения – инвалидам?

6Идя по городу, часто можно наткнуться на такое явление как пандус для «галочки». Он есть, как того и требуют городские власти, но «покорить вершину», пользуясь им, смог бы разве что чемпион мира по преодолению полосы препятствий.
Преимущественно пандусы устанавливаются на уже готовые лестницы. Но мало кто задумывается, что наклон этих лестниц делался без учета нужд инвалидов. Поэтому довольно часто в Интернете можно увидеть, как ставятся эксперименты по проходимости барьеров в виде пандусов и лестниц на инвалидной коляске в разных городах мира. И заканчиваются они явно не в пользу колясочников, жизнь которых больше напоминает заезд на выживание.
Чаще всего такие эксперименты ставятся самими инвалидами. Но на этот раз все по-другому. Артем Трофимов – обычный офисный работник из Бишкека, решил проверить на себе, сможет ли здоровый человек перемещаться по городу в инвалидном кресле без плачевных последствий для своего здоровья.
2— Как тебе пришла в голову эта идея с экспериментом в инвалидной коляске?
— В Интенете я наткнулся на ролик, в котором каскадёр пытался съехать в инвалидном кресле с пандусов разной высоты. Не знаю, в каком это было городе, но, глядя на пандусы в том видео, я подумал: «А чем мы лучше? Наши пандусы такие же отвратительные и опасные».
Так мне пришла в голову мысль повторить этот эксперимент в условиях наших городских реалий.
— И каковы результаты эксперимента?
— Если говорить о пандусах, то они – просто ужасны. Сначала я решил, что для большей реалистичности даже не буду тормозить. Но – не тут-то было. Почти везде спуски слишком крутые, и я автоматически хватался за специальные обручи, чтобы не упасть. Коляска просто скользила вниз, начинала вилять. В итоге меня выбрасывало из коляски.
— То есть ты падал прямо на землю?
— Нет, я же не инвалид и успевал спрыгнуть с кресла и стать на ноги. Но, если на моём месте был бы человек с ограниченными возможностями, то результатом было именно падение на землю. Если говорить о травмах, то я заработал ссадину на локте, съезжая по одному из пандусов на приличной скорости. Еще я неплохо приложился головой о другую стенку. Но, благо, я был в шлеме. А ведь инвалиды не в шлемах. Добавь ко всему этому еще и отбитые во время торможения пальцы рук. Это очень больно! И всё это – за несколько часов «катания» по городу.
— Опиши, пожалуйста, маршрут своего передвижения.
— Я был у больницы Красного Креста, у здания «Кыргыз Телекома», в пешеходных переходах возле ЦУМа и возле мэрии. Также я испытал пару пандусов «по дороге». Сказать, какой пандус был самый плохой и опасный?
— И какой же?
— Это было в пешеходном переходе возле мэрии. Пандус там оканчивается каким-то ларьком и, съезжая вниз, я просто «воткнулся» в стенку этого ларька. Кстати говоря, я был на том месте вечером около пяти часов. Как мне говорили, утром и днём там обычно стоит парень, который делает копии ключей, и стоит он прямо на самом пандусе.
Теперь опишу саму конструкцию большинства городских пандусов. Это две древние советские бетонные дорожки. Когда-то по их краям были приделаны металлические направляющие, чтобы колёса кресла не съезжали на ступени. Но сейчас их уже нет.
Когда я пытался спуститься по ним, мне только один раз удалось доехать до середины лестницы. Все остальные мои попытки оканчивались либо экстренным торможением и ударом о стену, либо торможением и скаканием по ступеням в надежде удержать равновесие.
После нескольких попыток я стал пытаться хотя бы с середины лестницы доехать до конца. Но и этого мне не удалось. Один раз, как я упоминал ранее, ударился головой о стенку. При этом коляска «встала на дыбы». Один раз я просто застрял между ларьком и ступеньками, не в силах развернуться или даже пошевелиться.
О попытках заехать вверх я скажу только одно – это просто нереально.
— По тротуарам можно хоть как-то передвигаться?
— Определенно – нет. По бывшей Советской, к примеру, каждый салон, магазин или кафе почему-то выложили разную брусчатку. Видимо, гнались за индивидуальностью. Так вот, в местах, где две разные кладки, надо было соединить тротуар в одну полосу. Рабочие, по всей видимости, не утруждали себя и просто покидали туда лопатами бетон. Хотя, возможно, это «лежачие полицейские» для инвалидов, чтобы скорость не превышали.
Некоторые ювелирные салоны сделали небольшие арыки-водостоки. Я пробовал проехаться через них и чуть не опрокинулся назад.
— Ты не пытался посетить какую-нибудь аптеку или магазин?
— Я пытался заехать в больницу Красного Креста, там был самый маленький пандус из всех, что я посетил. Но я даже его не смог преодолеть. Поднялся, наверное, сантиметров на 20, а дальше – всё. В одиночку это сделать невозможно. Если говорить об аптеках, то я видел пандусы у очень небольшого их количества, да и те вызывают много нареканий. Остальные ограничились ступеньками.
— Что, по твоему мнению, нужно в первую очередь сделать, чтобы облегчить жизнь инвалидам?
— В первую очередь стоило бы обратить внимание на общественный транспорт. Сейчас в инвалидном кресле можно въехать только в троллейбус, и то не без посторонней помощи. Лично я даже не пытался проехаться в транспорте, зная, как это затруднительно и опасно.
Также следует поменять пандусы, а еще лучше – сделать электроподъёмники. Как в ЦУМе на нулевом этаже.
Еще одна проблема – состояние тротуаров. Проехать по ним можно, но очень сложно. Если выложить все дорожки одинаковой брусчаткой, раз уж в Бишкеке она так популярна, то у нас будут красивые и ровные улицы и улочки, по которым можно не только нормально ходить, но и ездить в инвалидной коляске.
— Спасибо за беседу, Артем. Береги себя.
— И Вам спасибо. Надеюсь, что мой опыт откроет глаза многим чиновникам и простым гражданам на положение инвалидов-колясочников. Я убедился на своем опыте, что им приходится очень и очень нелегко в жизни на улице.

Юлия ХИЖНЯКОВА.
Фото автора и www.