При слове «водолаз» многие из нас представляют романтиков, изучающих подводный мир в поисках затонувших судов, кладов и легендарной Атлантиды.
Или, на худой конец, человека-амфибию и Жака-Ива Кусто. Так ли это?
Водолазом быть хочу, пусть меня научат!
Многие путают дайверов и водолазов. Первые ныряют на глубину для своего удовольствия с легким снаряжением и занимаются подводным плаванием. Ведь, по сути, они – любители.
Вторые же надевают спецкостюм, акваланг, грузы и ходят по дну в трудных условиях, выполняя сложные работы под водой. Например, ищут утонувших людей или поднимают со дна машины. Это куда сложнее, нежели развлекаться, гуляя под водой.
Разумеется, что для такой работы необходима специальная подготовка. Для этих целей в 2009 году был образован Центр подготовки водолазов, который в 2012 году переименовали в Центр подготовки водолазов и проведения подводно-технических работ (водолазная служба) при Министерстве чрезвычайных ситуаций республики.
По словам Азамата Мырсалиева, преподавателя школы водолазов при МЧС республики, центр выпускает специалистов по направлениям «водолазное дело» 1, 2, 3 группы специализации, «водно-спасательное дело», «дайвинг».
Центр не только проводит обучение, подготовку, переподготовку специалистов для всех заинтересованных ведомств и организаций, но и обучает всех добровольцев на платной основе с выдачей свидетельства об образовании и водолазных книжек.
Работа водолаза – нелегкий труд. Несмотря на спец-экипировку и новейшее оборудование, водная стихия берет свое. Часто приходится работать в прямом смысле слова на ощупь, ведь во многих водоемах вода настолько грязная и мутная, следовательно, настолько плохая видимость, что ладонь вытянутой руки не разглядишь. Для тренировок в таких условиях на территории центра есть естественный водоем глубиной до 2-х метров с низкой видимостью. В нём тренируют новичков, чтобы они привыкали ориентироваться не только на свое зрение, но и умели сохранять в таких условиях самообладание.
Также центр оборудован всем необходимым для отработки навыков срочной реанимации при утоплении.
Неоценимую помощь в этом деле оказывает «Гоша». Это манекен, который подключен к специальному табло, где можно увидеть, дают ли действия спасателя результат.
Недавно в городе Чолпон-Ата открылся филиал учебно-тренировочной базы. Здесь основной упор делается на подготовку специалистов, которые потом будут работать на побережье Иссык-Куля в детских лагерях, пансионатах и домах отдыха в качестве спасателей.
Водный дозор
Обучение – не единственная задача этого центра. Все, что в нашей стране связано с водой, входит в компетенцию специалистов центра.
Список довольно внушительный: разработка нормативных документов по безопасности и охране жизни людей на воде и усовершенствование методов оказания первой помощи; проведение сборов, семинаров, аттестаций и повышение квалификации дайверов и водолазов; организация работ береговых спасательных станций, установка буйков, предупреждающих знаков и надписей; организация мест для купания и массового отдыха граждан у водоемов, запрещение открытия пляжей, мест для купания, не соответствующих требованиям безопасности; контроль за выполнением правил охраны жизни людей на воде, охраны труда; эксплуатация плавательных средств и другой спасательной техники.
Работы, как видите, непочатый край. Но и это еще не все. Все специалисты центра являются действующими водолазами и выполняют подводно-технические, аварийные и поисково-спасательные водолазные работы.
Невыдуманная история из жизни
Азамат Мырсалиев рассказал о случае из своей практики, который запомнился ему больше всего.
— Самая запоминающаяся история произошла со мной три года назад в селе Камышановка на реке Чу. Здесь проходит граница с Казахстаном, где часто промышляют контрабандисты.
Группа кыргызских контрабандистов пыталась перевезти что-то на надувных лодках через реку, но их отпугнули казахские пограничники выстрелами в воздух. Все лодки развернулись и поспешно вернулись обратно. Уже на берегу они недосчитались одного мужчины. Сначала искали его сами, но, найдя лишь его куртку, обратились в МЧС. Мы приехали со своей бригадой, и я погрузился на дно. Дело было в декабре: холодно, течение очень сильное, видимость плохая. Работа на пределе. И тут я умудрился запутаться в колючей проволоке, которая была на дне реки. В первые мгновения я, честно говоря, запаниковал, порвал водолазный костюм, но сумел взять себя в руки и решил распутываться сам. К счастью, мне это удалось и я поднялся на поверхность сам. Я мог бы сообщить товарищам, что я в беде, но, вытаскивая меня, они могли случайно травмировать меня еще больше.
Вспоминая этот случай, каждый раз убеждаюсь, что в работе водолаза главное – не поддаваться панике и, несмотря ни на что, просчитывать свои действия.
К сожалению, тело нам тогда найти не удалось из-за сильного течения. Вообще, любые работы, связанные с течением, редко дают положительный результат, но мы делаем все, что в наших силах.
— А по каким причинам еще Вам доводилось нырять?
— Чаще всего приходится погружаться за утопленными машинами в Большой Чуйский канал и в озеро Иссык-Куль за дорогими телефонами. Эта услуга, кстати, платная. Бесплатно мы работаем, только если жизни и здоровью людей грозит опасность или если уже есть пострадавшие. Также моим коллегам доводилось искать оружие, но подробностей я не знаю.
Юлия ХИЖНЯКОВА.
Фото автора.