Как свидетельствует история, идеология салафитов – мина замедленного действия, ибо само это религиозное течение никогда не было мирным и создавалось в недалёком прошлом англичанами для разрушения мусульманского мира и внесения раскола в исламскую солидарность.
При этом все утверждения об умеренности салафизма
не имеют ничего общего с действительностью,
так как салафитские учебные центры, открывающиеся
по всему миру, неизбежно превращаются в рекрутинговые агентства, которые собирают «пушечное мясо»
для террористических организаций.
Поэтому европейские эксперты все чаще называет салафизм «прихожей терроризма и экстремизма».

Итак, если обратиться к истокам салафизма, то можно увидеть, что создателем этого радикального религиозного учения выступил Мухаммед ибн Абд аль Ваххаб, благодаря которому и появился термин «ваххабизм». Однако сторонники этого движения предпочитают называть себя «единобожниками», или салафитами.
Опираясь на труды Ибн Теймии – ярого противника бида, суфиев, культа святых и Пророка, аль Ваххаб объявил неверными всех, кто не поддерживает идеи ваххабизма. При этом для этого течения характерны искажения многих фундаментальных понятий ислама. Например, ими однобоко трактуется понятие джихада. Согласно словам Пророка Мухаммеда: «Великий джихад есть мирный, созидательный труд». Ваххабиты же видят в нем лишь вооруженную борьбу, вменяемую в обязанность каждому мусульманину. При этом объектом джихада являются кафиры, то есть все те, кто не согласен с их идеологией, включая мусульман – единоверцев, не соблюдающих их мировоззренческие установки.
На самом деле нет ничего нового под луной. В идеологии террора, также как и век назад, сгорают молодые люди, не нашедшие себя в социуме. Также как и сотни лет назад люди становятся разменной монетой в глобальной геополитической борьбе.
В этом ключе вспоминается, что Мухаммед ибн Абд аль Ваххаб начал распространять свою идеологию в XVIII веке. Это было время колониальных войн на Аравийском полуострове. Тогда здесь сошлись интересы двух крупнейших держав – Великобритании и Османской империи, в состав которой входила в то время Аравия. Именно тогда был впервые апробирован сценарий «арабской весны», когда, будучи не в силах справиться с противником лицом к лицу, британцы разработали план разрушения Османской империи изнутри. Используя аль Ваххаба и его учение, англичане создали благоприятные условия для распространения ваххабизма, разрушив мусульманскую идентичность. Это религиозное течение, как видим, было поддержано именно для раскола среди мусульман и в итоге выполнило свое предназначение. Османская империя ослабла, и Англия быстро захватила ключевые нефтеносные районы Аравийского полуострова.
Окончательно этот процесс завершился в 1927 году. Всю захваченную территорию впоследствии назвали Королевством Саудовская Аравия (КСА), которая с первых дней своего основания поддерживает дружественные отношения с «кафирами» – Англией и США.
Так постепенно ислам стал превращаться в политико-идеологическое оружие для свержения неугодных режимов. Новая «арабская весна», потрясшая Северную Африку и Ближний Восток, ещё больше убеждает в этом выводе. Так, например, в Тунисе после «арабской весны» связанная с салафитами партия «Ан-Нахда» получила большинство в парламенте страны. В Египте адепты «возвращения к истокам» – вторая по численности и влиянию (после «Братьев-мусульман») политическая сила общества (при том, что воззрения «Братьев-мусульман» в некоторых вопросах весьма схожи с салафитскими). Авангардом борьбы против законного президента Сирии Башара Асада являются боевики организации «Джабат аль-Нусра» – одного из ответвлений «Аль-Каиды».
Нужно ли говорить о том, что в эти страны салафизм и крайняя форма его проявления – ваххабизм – проникали по той же схеме. Саудовская Аравия и другие монархии Аравийского полуострова создавали религиозные центры, которые постепенно превращались в очаги противостояния официальной власти. Одним из примеров может служить аналогичный центр, запущенный Саудовской Аравией совместно с Катаром, на Северном Кавказе Российской Федерации. Открытый как центр «возвращения» ислама в общество, он буквально за пару лет превратился в диверсионно-террористический центр, поставлявший боевиков на фронт кавказской войны, а также готовивший смертников для совершения терактов на территории всей России.
Салафиты при спонсорской поддержке Саудовской Аравии активно открывали мечети и медресе по всей территории СНГ. В Набережных Челнах России долгие годы действовало медресе «Йолдыз», преподававшее ваххабитскую акыду («вероубеждение»). Дело дошло до того, что в 2010 году в Татарстане была раскрыта попытка создания боевиками-радикалами военно-полевого лагеря наподобие тех, что ранее во множестве существовали на Северном Кавказе.
Бьют тревогу и в Республике Таджикистан (РТ). По официальным данным РТ, в 2009 году здесь насчитывалось не менее 20 тысяч салафитов. В итоге салафизм был признан вне закона Верховным судом Таджикистана.
По информации Государственной комиссии по делам религий КР, в Кыргызстане салафиты появились в конце 90-х годов и уже к 2009 году их численность составила около 30% всех мусульман страны. Вне всякого сомнения, что в настоящее время этот показатель значительно выше.
На этом тревожном фоне особую обеспокоенность у граждан страны вызывает участившаяся информация о том, что в Бишкеке скоро откроют Исламский культурный центр под эгидой Королевства Саудовская Аравия.
Естественно, что по этой жизненно важной теме у большинства кыргызстанцев возникает резонный вопрос, нужно ли Кыргызстану идти на поводу у саудитов и усугублять процесс исламизации республики? Ведь хорошо известно, что все самые радикальные исламистские организации и движения в последние полтора века родом именно оттуда. Саудовская Аравия – родина салафизма и распространяет его открыто через свои официальные структуры и, в первую очередь, через учебные центры.
Как недавно заявил наследный принц этой страны Наиф Бен Абдель Азиз: «Саудовская Аравия и впредь, без каких-либо отклонений, будет следовать верному пути салафизма и не поступаться его принципами».
При этом духовные деятели Саудовской Аравии вынуждены признать, что в мире сложился негативный имидж этого направления ислама. И чтобы отмежеваться от терроризма называют представителей террористических организаций наподобие «Аль-Каиды» «заблудшими сектами».
Однако не словами нужно добиваться признания, а делами. Дела же у салафитов все связаны с всемерной поддержкой и активным продвижением религиозного радикализма.
В этом плане настала пора жестко поставить вопрос о нашей идентичности и самобытности. У Кыргызстана всегда был свой путь, в том числе и в исламе. Находясь на магистралях Великого Шелкового пути, наша страна формировалась в особых исторических условиях. Для нас всегда были священны законы гостеприимства и толерантности. И если для Саудовской Аравии салафизм послужил фундаментом государственности, то для нашей страны он может стать началом конца. Салафизм и ваххабизм для таких мультикультурных обществ, как наша страна, это, по меньшей мере, тупик.
Так, к примеру, салафиты к «неверным» относят иудеев и христиан. Однако это расходится с толкованием, приведенным в Коране. «Поистине те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане и сабии, которые уверовали в Бога и в Последний день и творили благое, – им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны». (Коран, 2:62).
Идеология розни, идеология войны – вот что это такое. Чужими нефтедолларами в нашей стране засеивается минное поле, которое может взорвать зарождающийся новый Шелковый путь, уничтожить государственность и вековую мечту нашего народа о независимости. Чуждая идеология пришла в наш дом, навязывает нам чужую культуру, учит нас тому, как жить, кого терпеть в качестве соседей, а кого неплохо бы придушить. Уже сегодня нет единства даже среди мусульман. Поэтому, думаю, настало время ответить на вопрос: к чему нас приведет чрезмерная либерализация в отношении нетрадиционных религиозных течений? Нельзя допустить, чтобы Кыргызстан стал страной-изгоем, чтобы зарубежные инвесторы опасались вкладывать средства в наши проекты из-за угрозы нестабильности. Это поставит под вопрос интеграционные проекты Кыргызстана, что еще больше ударит по безопасности государства: политической, экономической и гуманитарной.
Пока не поздно, мы не должны допустить, чтобы наша Родина – Кыргызстан – превратилась в рассадник религиозного радикализма, поэтому уже сегодня нужно применять против этого самые эффективные меры.

Исмаил КУДАЙБЕРГЕНОВ.