Приближается 100-летие тяжких событий 1916 года на земле Кыргызстана.
По этой причине некоторые представители из отдельных партий, общественных движений нагнетают обстановку, не пытаясь разобраться кто прав, кто виноват.
В тех событиях пострадал и мой дед. Это письмо в редакцию – воспоминания моих бабушки и дедушки о событиях 1916 года.
Мой дед – Степан Максимович Кузьменко – переселился в Кыргызстан из Полтавской губернии (Украина) в 1896 году. Пишпекским уездом был наделен землей на правом берегу реки Ысык-Ата под горами (ныне село Юрьевка). Села не было, и дедово поселение называли «Кузьменкивка».
За 20 лет дед окреп хозяйством. Дружил с кыргызами, обменивались продуктами земледелия и животноводства. Дед хорошо говорил на кыргызском языке.
В его семье родилось семеро детей – 5 сыновей и 2 дочери (в том числе моя мама с 1910 года рождения). Лучшим другом деда был кыргыз по имени Аширбай, который и спас его семью от гибели.
Дед, как и кыргызы, страдал оттого, что местные власти забирали весь урожай зерновых. Бабушка плачем вымаливала хоть немного оставить детям.
Шла Первая Мировая война, и когда насильно стали забирать кыргызов в трудовую армию, стало назревать среди них недовольство.
Как-то к деду приехал верхом на лошади его друг Аширбай и сообщил, что в горах сутками горят костры, и кыргызы изготавливают оружие. Аширбай посоветовал деду на время с семьей покинуть усадьбу. Дед не согласился, сказав, что у него нет врагов среди кыргызов, да и жалко было оставлять нажитое.
В конце августа ранним утром 1916 года дед с бабушкой, управляясь по хозяйству, увидели большую толпу, спускающуюся с гор с поднятыми вверх топориками и пиками, громко кричащих «Г-у-р». А за толпой ехали всадники на лошадях, стрелявшие вверх из ружей. Бабушка начала плакать, а дети вокруг бабушки кричать.
Тут же прискакал на лошади Аширбай. Он помог деду за-прячь пару лошадей в бричку, усадить в нее детей и бабушку с грудным ребенком, накрыл их одеялом и проводил в сторону Ивановки. Дед сказал, что проводит семью, а сам вернется на свое подворье. Недалеко от Ивановки бричку догнал знакомый парень верхом на лошади. Его лицо было окровавлено, ухо отрезано. Он сообщил, что дедова усадьба разграблена и подожжена.
Бабушка до самой смерти в 1957 г., молясь Богу, поминала имя Аширбая.
После подавления бунта деда взяли в комиссию, которая расследовала события от Пишпека до Каракола. Возвратившись, дед рассказывал бабушке о страшных последствиях восстания. Своими глазами он видел пепелища от пожаров, еще не убранные изуродованные трупы переселенцев с выколотыми глазами и отрубленными ушами. В одном поселении, не доезжая до Каракола (забыла название), был обнаружен пог-реб, набитый изуродованными трупами и сверху прикрытый тушами убитых свиней.
Убивали в основном мужчин, маленьких мальчиков поднимали на пики. Женщин брали в плен, чтобы продать в Китай.
Дед присутствовал на судебном процессе четырех предводителей восстания. Их казнили через повешение. Дед удивлялся их поведению. С петлей на шее речь их была долгой и воинственной. Они сами выбивали табуретки из-под своих ног.
В 1920 году, когда пришла власть советов, дед, как переводчик с кыргызского языка, разъезжал по горам с отрядом, доставлявшим гуманитарную помощь кыргызам, которые умирали с голоду, боясь спуститься с гор, не зная о больших государственных переменах. Дед рассказывал, как заехали в одну юрту, а там были только мертвые: вся семья и среди них пятеро детей. Отряд раздавал сахар, муку и кукурузные зерна.
Дед не мог забыть ужасов восстания. Получив подъемные от государства, в 1921 году он с семьей уехал в Краснодарский край. В 1928 году дед умер. Но перед смертью попросил всех возвратиться в Киргизию. Вся дедова семья вернулась на свою родину в 1930 году. Поселились в селе Юрьевка – дедово место поселения, колхоз «Красное поле». Вот с тех пор и живет наша семья на кыргызской земле.
В годы ВОВ все пятеро дедовых сыновей в Кыргызстане были призваны защищать Родину – СССР. Вернулся с войны только один с боевыми наградами. Умер в 2009 г. Его внуки и правнуки продолжают род Степана Максимовича Кузьменко.

Раиса НЕДВУГИНА,
с. Беловодское.