Честно признаюсь, мед я не любила с детства. По мне, так слишком сладко. Но буквально года два назад я поменяла свое мнение об этом волшебном продукте, хотя за это время так толком и не разобралась, откуда он берется. До беседы с Ларисой Кириченко, женой и верной помощницей пасечника Ивана Кириченко, я думала, что пчелы в ведерках носят мед и сливают его в общую бадью. Какая же я была наивная…

Ивана Кириченко я дома не застала. Как раз в это время он занимался транспортировкой большей части пасеки на новое место. Ну что ж, пусть работает. А я пока расспрошу Ларису о том, каково это – быть пчеловодом.
— Лариса, с чего началась твоя пасечная «карьера»?
— Началось все гораздо раньше моего знакомства с моим будущим мужем – моя мама продавала мед в магазине. Я иногда помогала ей бывало, что и подменяла на работе и параллельно училась на культуролога. Потом уже через магазин я познакомилась со своим будущим мужем.
Работая в магазине, я, конечно, знала многое о продуктах пчеловодства. Но, помогая мужу на пасеке, я открыла для себя море новых знаний как о меде и других продуктах, так и о самих пчелах и особенностях нелегкого труда пасечника и пчеловода.
— Расскажи, пожалуйста, каково это – работать с пчелами?
— Я узнала, что заниматься пчеловодством – тяжелый труд. Когда я продаю наш мед на ярмарке, некоторые люди подходят и удивляются, почему мед такой дорогой. Многие думают, что всю работу делают пчелы. Казалось бы: пчелы приносят мед, а ты откачивай, да и только. Даже чтобы просто откачивать мед, нужно очень много знать. Например, когда это делать и в каких объемах, чтобы мед был дозревший и полезный. Кроме меда есть еще пыльца, перга, маточное молочко, воск. Все это тоже надо уметь собирать и обрабатывать.
Помимо всего этого пчелы – все равно что домашние питомцы, – за ними нужен уход, профилактика и лечение. В этой работе очень много нюансов.
Еще есть постоянные переезды с одного места на другое. Переезжать надо обязательно ночью, пока пчелы в ульях. Представь себе несколько бессонных ночей тяжелой работы. Поэтому не стоит думать, что мед нам достается легко.
— То есть цена меда складывается из этого нелегкого труда?
— Не только. Мы также тратим очень много денег. Например, в прошлом году только на топливо мы потратили около 30 тысяч сомов. Также нам нужны новые ульи. Заказать плотнику один улей стоит 1500 сомов. Это только за работу. Древесину мы покупаем отдельно. И таких ульев нам нужно несколько штук. А помимо самого домика для пчел нужны различные рамки и прочие вспомогательные предметы. Каждый год это большие затраты, а ведь хочется и прибыль получить.
— Расскажи немного о том, как живут и работают пчелы и пчеловоды.
— Пчелы никогда не спят. Из-за этого пчеловоды тоже временами проводят бессонные ночи. Ночью пчелы занимаются своими делами в улье – выпаривают мед, строят соты, кормят потомство и многое другое.
В среднем, в летнее время рабочая пчелка живет недели две. Иногда даже неделю, если работает слишком усердно.
По сути, они упахиваются насмерть. Это тоже надо учитывать при работе. Например, пчелы очень любят подсолнух, прям до помешательства. И если неподалеку от пасеки есть поле подсолнечника, то неопытный пчеловод может запросто потерять всех пчел – они умрут от переработки. К счастью, тут у нас нет таких больших полей подсолнечника как в России или Казахстане. Но, все равно следует соблюдать осторожность.
Зимой, когда их единственная задача греть матку и греться самим друг о друга, пчелы могут прожить два-три месяца.
— А с какими трудностями ты с мужем столкнулась в этой работе?
— Очень часто пчеловодам неудобства доставляют не пчелы и уход за ними, а люди. Иногда мы ставим ульи недалеко от дома. Мы живем в частном секторе, а сейчас в каждом дворе цветут деревья, у некоторых даже сады. Пчелкам есть где поработать, да и опыление – вещь полезная. Но не все это осознают. Случается, что проходящие мимо люди закрывают леток (дверка в улей), и тогда пчелы, которые снаружи, не могут попасть внутрь. А те, что остались внутри, злятся. Из-за этого повышается температура в улье, и они могут задохнуться в самом улье, или из-за высокой температуры воск с медом расплавятся и затопят пчел. Я не знаю, почему люди, боящиеся укуса пчел, не боятся подойти к улью и закрыть леток. Прямо какие-то вредители.
Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться ко всем, кто это прочитает – не надо так делать, очень прошу. Если к пчелам не лезть, не махать около них руками, не трогать их ульи, то ничего они вам не сделают.
Но есть и другие, более масштабные проблемы. И они тоже связаны с людьми.
В этом году у пчеловодов прославился Чон-Кемин. По закону, нам разрешается стоять где угодно, потому что, как я уже упоминала, пчелы занимаются опылением, это полезно для насаждений полей и садов, особенно на больших площадях.
Один из пчеловодов с разрешения акима разместил свою пасеку на никому не принадлежавшей земле, накачал мед. А ночью весь мед украли с пасеки. Разумеется, он обратился в милицию, воров нашли, все вернули. Но местные ребята пригрозили пчеловоду, что сожгут его пасеку и никто ничего не докажет. Пришлось ему срочно собираться и уезжать с этого места. Поэтому все пчеловоды стараются приезжать, например, к знакомым. Конечно, приходится платить, но зато нет риска, что тебя ограбят да еще будут запугивать.
Также нужно ставить улья подальше от места выпаса лошадей, потому что у них слабое сердце, а от укусов пчел выделяется адреналин, и ужаленная пчелой лошадь может погибнуть. За гибель лошади придется за-платить большие деньги, и тем более – если лошадь была породистая.
Еще стараемся ставить пасеку как можно дальше от телевизионных вышек и вышек сотовой связи. Пчелы ориентируются в пространстве в том числе и при помощи электромагнитных полей, а вблизи другого мощного элект-рополя сбиваются и теряют ориентир.

Советы по выбору меда
Узнать, качественный мед или нет, вы сможете только в лаборатории. Потому что сейчас некоторые торговцы такое придумывают, что опытные пчеловоды сами в шоке.
Например, на ярмарке ко мне подошла одна женщина и спросила, нет ли у меня хвойного меда. Я даже опешила. Откуда у хвойных деревьев пыльца и нектар?
Выяснилось, что некоторые продавцы в обычный мед добавляют ароматизаторы и мед пахнет хвоей. Разумеется, такой «редкий» мед они продают гораздо дороже.
Иногда отдушки добавляют так, что, просто понюхав мед, нельзя выделить посторонний запах. Чтобы проверить мед на наличие отдушек, нужно нанести его на запястье (где кожа самая нежная), подержать немного и стереть. Если на коже остался посторонний запах, значит, добавки есть.
Некоторые придумывают какое-нибудь экзотическое название, чтобы разнообразить ассортимент или продать мед подороже.
Некоторые делают сахарный мед. То есть кормят пчелок сахарным сиропом и получают мед очень низкого качества. Есть слух, что из-за того, что токтогульский мед очень прославился еще в Советском Союзе как самый вкусный и полезный, его подделывают чаще всего. Но это только слухи.
Чтобы проверить мед на содержание сахара, нужно намазать немного меда на руку и растереть. Чистый мед будет размазываться и липнуть, но не скатываться в комочки.
Есть пчеловоды, которые собирают незрелый мед. По сути, это не мед, а нектар, из которого пчелы еще не успели выпарить влагу. Для этого существует специальная техника выпаривания. Так можно собрать больше меда, но он тоже будет низкого качества.
Самый простой тест для жидкого меда такой: надо поднять ложку с медом и посмотреть на место, куда стекает мед. Если ложится горкой – это хороший мед. Если образовывается небольшое углубление – мед плохой.
Более густой мед можно проверить на наличие крахмала, например, при помощи специального химического карандаша или йода.
— Мне недавно сказали, что некоторые пчеловоды мед подогревают и что это вредно. Это так?
— Вообще, считается, что мед, разогретый выше сорока градусов, теряет свои полезные свойства. А свыше семидесяти градусов – становится вредным. Многие люди знают об этом понаслышке и, спрашивая, подогреваем ли мы мед и получая положительный ответ, сразу уходят, считая, что это плохо.
На самом деле мы подогреваем мед в специальной печи, которая не нагревается выше 25 градусов, и мед в такой печи растапливается в течении трех суток. Так мы делаем его более «удобным» для потребления, а также для того, чтобы смешивать его с другими продуктами – пергой, например. И, разумеется, при правильном нагревании он не теряет своих полезных свойств. Также мы растапливаем мед для тех, кто предпочитает жидкий мед.
Хотелось бы предупредить людей, чтобы они не растапливали его самостоятельно на водяной бане или на плите. В домашних условиях очень сложно уследить за температурой. Чаще всего это приводит к тому, что мед теряет свои полезные свойства и даже может стать вредным.
— Еще я слышала, будто нельзя покупать мед первой качки, что он самый некачественный из-за того, что пчел кормят сахарным сиропом.
— Здесь все зависит от порядочности пчеловода. И от того, что ему важнее – нажиться или сохранить своих пчел. Дело в том, что если кормить пчел сахарным сиропом, то риск потерять их очень сильно возрастает. Мало кто из действительно хороших пчеловодов пойдет на это.
Многие пчеловоды не откачивают мед в конце августа – начале сентября, чтобы оставить его на корм самим пчелам. И, хотя они не продали этот мед, получат гораздо больше прибыли, сохранив за зиму своих пчелок живыми и здоровыми.
Например, в этом году погода в марте и апреле была неустойчивой. Вроде, только потеплеет и все зацветет, пчелки начинают работать. А потом раз – и заморозки. Не скажешь же пчелам: «Ребята, потерпите немного, скоро будет тепло». Их же надо кормить. Вот и стараемся сохранить пчелок в таких неблагоприятных условиях.
— Какой мед для тебя самый лучший?
— Для меня самый лучший мед – горный. Там такое разнообразие деревьев и цветов, что, когда снимаешь с улья крышку, то тебя едва не сбивает с ног этот дурманящий аромат.
Также самым лучшим и вкусным я считаю мед, собранный примерно в начале – середине августа.

Юлия ХИЖНЯКОВА.
Фото автора.