В одном из недавних номеров мы опубликовали небольшой материал о женской сборной по баскетболу Бишкекского гуманитарного университета. Тогда-то мне и посчастливилось познакомиться с Надеждой Васильевной Малышевой – спортсменкой, тренером, педагогом и действительно сильной женщиной.

За свою жизнь она испытала многое и многого добилась. Ни родитель-ская воля, ни тяжелые тренировки, ни жизненные неурядицы не смогли погасить огонь ее спортивной страсти. С оптимизмом она продолжает следовать своему призванию.
— Добрый день, Надежда Васильевна.
— Добрый. С чего начнем?
— Я думаю, с самого начала. Расскажите, пожалуйста, где Вы родились, в какой семье росли и почему решили свою жизнь связать со спортом?
— Родилась я в селе Тюп Тюпского района Иссык-Кульской области в семье колхозников. Окончила там среднюю школу. Уже в школе я начала играть в баскетбол.
— То есть Вы сразу поняли, что спорт – это Ваше призвание?
— Так получилось, что в десятом классе меня взяли в сборную Кыргызстана по гандболу. Я ездила в Ереван на спартакиаду школьников. После я поступила в физкультурный институт и отучилась там 4 года на педагога по физическому воспитанию. И, так как я была в сборной республики, после учебы меня взяли на работу в мединститут (ныне Кыргызская государственная медицинская академия имени И. Ахунбаева). Я преподавала физическое воспитание и параллельно играла за сборную Кыргызстана по гандболу.
В КГМА я отработала 11 лет и потом в 1984 году перешла в педагогический институт русского языка и литературы (ПИРЯЛ – ныне Бишкекский гуманитарный университет). И до сих пор работаю в этом вузе уже 32 года.
— А как поначалу к Вашему увлечению спортом отнеслись родители?
— Они отнеслись отрицательно. Даже жгли кеды и трико, когда я уходила на тренировки. Дело в том, что у нас, как и у всех сельчан, было свое подсобное хозяйство. Кроме того, мама работала в поле. Надо было, чтобы я помогала ей, а я в это время ходила на тренировки.
Не знаю, как все сложилось бы дальше, но мне помог случай. Один из моих четырех братьев в то время служил на Камчатке. Там же женился, у него родилась дочь. Он с семьей приехал к нам. Родители были им очень рады… А я в это время под шумок сбежала во Фрунзе. Правда, толком столицу даже не увидела: неделю мы тренировались на сборах и уехали в Ереван – на спартакиаду школьников. Наша поездка затянулась, и я не успевала приехать на вступительные экзамены. Но для членов сборной продлили сроки поступления в физкультурный институт.
— Позднее родители все же приняли Ваш выбор?
— Конечно. Они увидели, что моя мечта сбылась, и были довольны. Я ведь объездила весь Советский Союз. Отыграла 4 спартакиады народов СССР. Меня даже взяли в сборную Советского Союза, но в Ростове-на-Дону, где тренировалась сборная, я пробыла всего месяц. Потом появилась ностальгия по Родине и друзьям, поэтому я вернулась в Кыргызстан.
— В школе Вы занимались баскетболом, а попали в сборную по гандболу. Неужели эти виды спорта настолько похожи, что можно так быстро перестроиться?
— Разница, конечно, есть в нескольких моментах. Где-то на пару шагов больше, где-то немного не похожи правила. Но различия не так уж и велики. Поэтому перестроиться мне было несложно.
Когда я пришла в БГУ в 1984 году, то начинала как тренер именно по ганд-болу. Мы выигрывали призовые места. Но лет через шесть секция закрылась. Отечественный гандбол распался сам собой, и из всех возможных вариантов был только баскетбол.
— То есть сейчас в Кыргызстане в гандбол не играют?
— Насколько мне известно, у нас есть федерация гандбола, но держится все преимущественно на любительской инициативе. К сожалению, все опытные тренеры уехали за рубеж. Один из депутатов ЖК Максат Сабиров сейчас возглавляет федерацию, проводит мероприятия и пытается возродить гандбол как массовый вид спорта.
Последний турнир республиканского уровня проходил аж в 1998 году. Мне очень хотелось бы, чтобы гандбол возродился в Кыргызстане, ведь когда-то мы были лучшими в Советском Союзе.
— Преподавать – нелегкое занятие. Каково для Вас быть тренером и наставником для молодежи?
— Мне нравится работать тренером. У меня легко это получается. Я вообще очень легко схожусь с людьми, мне это помогает в жизни.
— Среди Ваших воспитанников есть такие, кто особенно Вам запомнился?
— Да, была одна девочка Марина. Она, наверное, уже года три как окончила университет. Активистка, боец, очень хороший человек, при этом скромная. Знакомство с такой яркой личностью не может не запомниться.
Еще была команда мальчиков-баскетболистов. Они окончили университет два года назад, сейчас работают, кто-то уже женился, завел детей… Но, спустя два года, они все еще приходят ко мне. С Новым годом поздравляли – накрыли стол и подарки подарили. Было очень приятно.
Вообще, все мои ученики относятся ко мне очень хорошо. Со многими я до сих пор часто вижусь и поддерживаю хорошие отношения.
— Вы – бывший игрок сборной Кыргызстана и мастер спорта СССР по гандболу, тренер-универсал, имеющий навыки работы с мужской и женской командами. Они приносят своему вузу спортивную славу. Скажите, за свои спортивные достижения Вы получаете от государства какие-нибудь надбавки?
— Нет. Небольшие начисления идут только за педагогический стаж. Ни за спортивные достижения, ни за членство в сборной никаких бонусов не было и нет.
— А Вы никогда не хотели заниматься чем-нибудь еще?
— Вообще, у меня была цель пойти учиться на юриста. И были друзья, которые, работая в правоохранительных органах, брали меня на выезды, задержания и облавы. Иногда меня даже привозили на допросы и я, вникнув в суть дела, задавала такие вопросы, которые никому не приходили в голову.
Мои друзья говорили, что у меня есть в этом деле хватка. Даже обещали помочь при поступлении. Тогда я еще училась в физкультурном институте и меня уговаривали получить второе образование. Но я была в сборной и не могла все успеть. Мы часто бывали в разъездах. В месяц могли по Союзу делать две-три поездки. Времени на второе высшее образование не было.
— Не жалеете, что не стали юристом?
— Нет. У меня много друзей, знакомых и приятелей. Это и мои спортивные соратники, и студенты,
и просто люди, с которыми меня свела судьба. Спорт подарил мне самых преданных друзей. Я довольна тем, как сложилась моя жизнь.
— Вы рассказали о родителях, но не упомянули о своей собственной семье.
— Мне не хочется подробно об этом говорить. Могу только сказать, что мне пришлось пережить предательство и ни с чем несравнимую боль. Мое здоровье основательно пошатнулось. После этого спорт стал для меня отдушиной и спасением. Моя семья – это те люди, которые поддержали меня в трудную минуту, не отвернулись. За это я им благодарна.
— Есть что-то, что Вы сделать не можете или делаете с трудом?
— Я не могу сказать «нет» или «не могу». Особенно, если это касается помощи близким. Это часто создает трудности для меня, но справиться с этим мне пока полностью не удалось.
— Вы жалели, что не можете отказать в просьбе?
— Да. Это тоже было связано с личными отношениями. Я многое терпела и сожалею об этом. Но, к счастью, меня снова спасли мои друзья. Они меня поддержали и помогли выйти из этой ситуации достойно. Тогда же я получила от своей подруги самый важный, наверное, совет в моей жизни – перестать принимать все как должное и проявить характер.
— У Вас есть увлечения помимо спорта?
— Самое мое давнее увлечение – рыбалка. Когда смотришь на текущую воду, все проблемы забываются. В такие минуты понимаешь, что любое беспокойство не так уж и значительно. Ездить с друзьями, варить свежую уху, сидеть всем вместе у костра – это самое прекрасное в жизни. А уж ожидание, когда же клюнет – вовсе непередаваемое ощущение. Еще люблю ходить по грибы.
К сожалению, сейчас у меня нет возможности выезжать так часто, как было раньше. Но у меня появилось новое увлечение. На даче моих друзей мне выделили небольшой участок, где я выращиваю все, что хочу. Я человек не то чтобы очень знающий садоводство, но в детстве жила в частном доме, и всегда в нашем огороде что-то росло, а мы с мамой ухаживали за всеми этими растениями. Поэтому для меня это естественно. Но на самотек дело не пускаю, стараюсь смотреть передачи, читать что-то полезное. Сейчас мы вместе с друзьями обустраиваем участок.
— Говорят, что в жизни нужно попробовать все. Чего бы Вы не стали пробовать никогда?
— Я не экстремал. Боюсь аттракционов, например, «Камикадзе», где надо вниз головой висеть. У меня даже на «лодочках» дух захватывает. Или, например, если я катаюсь на лыжах, то почти сразу сажусь на снег. Есть у меня страх какой-то перед такими вещами.

От редакции. Так же, как и о наших актерах, танцорах и режиссерах, слава о спортсменах из Кыргызстана всегда гремела далеко за пределами Отечества. И слава эта дается нелегко – ежедневные силовые тренировки и, как следствие, травмы, которые будут напоминать о себе всю жизнь… Каждый спортсмен заслуживает, чтобы после выхода на пенсию о нем не только помнили, но и уважали его труд, его сознательную жертву.
Поэтому мы решили спросить Канатбека Арпачиева – начальника отдела спортивно-массовой работы, поддерживает ли государство своих спортивных звезд пенсионного возраста?
— К сожалению, для спортсменов-пенсионеров сейчас не предусмотрено выплат или надбавок. Связано это с тем, что звание «Мастер спорта» в республике ежегодно получают около 400 человек. Финансовую поддержку мы оказываем преимущественно действующим спортсменам и призерам Олимпийских игр. Также небольшие надбавки получают тренеры, получившие звание «Заслуженный тренер». В ближайшее время не планируется каких-либо проектов по поддержке спортсменов пенсионного возраста.

Плохо, что государство не проявляет заботу о спортивных звездах прошлых лет. Ведь они прославили страну. И уж кому-кому, а спортсменам в их нелегком деле смело можно начислять год за три. Ведь спортивная карьера имеет возрастные ограничения, а кроме того и здоровье подрывает. Поэтому невольно задумываешься, стоит ли так надрываться, чтобы потом быть забытым своим же государством.

Юлия ХИЖНЯКОВА.
Фото автора.