Когда в правительстве страны собираются деловые люди –
это хорошо. По крайней мере, должно быть хорошо. Для государства. И в какой-то степени для людей. Ведь нас издавна, еще с советских времён так учили – прежде думай о Родине, а потом уж о себе.

Полгода работы Темира Сариева премьер-министром показали, что закалка у него, действительно, советская. Он в отличие от современных менеджеров, сидящих в красивых кабинетах в уютных креслах и упорно вглядывающихся в экран компьютера, старался поменьше находиться за рабочим столом, а всё больше ездить по стране. И куда бы ни заезжал премьер, он везде видел недостатки. То ли только у него зрение какое-то особенное, то ли все остальные совсем слабы глазками. Но после замечаний премьера становилось ясно: все, кто работают на местах, либо никаких недостатков просто не замечают, либо считают их в порядке вещей.
Столь активная работа премьера не могла остаться незамеченной. Поэтому, когда новоизбранным депутатам нужно было назначать нового главу правительства, им прямо намекнули, что премьера менять не рекомендуется: он и поработал хорошо, и пожертвовал своей партией, отказавшись участвовать с ней в парламентских выборах. Зато законодателям отдали на расправу вице-премьеров. Тех поменяли всех. Сразу. К тому же пост одного вице-премьера вообще упразднили.
Как только стало ясно, что Сариев остаётся у руля правительства, тут народ и заметил, что страсть к лоббированию деловых проектов, которая в последние месяцы себя никак не проявляла, вдруг проснулась в человеке.
Трудно комментировать предложение премьера снести в центре Бишкека стадион, который по многолетней привычке народ называет «Спартак». Вполне возможно, что кому-то из деловых людей уже давно приглянулся огромный кусок земли, с которого можно состричь весомую стопку золотых купонов. И Сариев, словно слыша чаяния бизнесменов, заявил: «Стадион «Спартак» сегодня не отвечает стандартам FIFA. Необходимо построить новый стадион. Я давал задание поискать землю, где бы мы могли построить новый футбольный стадион на 40-45 тысяч зрителей. Взамен мы готовы рассмотреть, если нам построят новый стадион, вопрос передачи «Спартака» – там можно будет в перспективе сделать бизнес-центр, построить гостиничный комплекс или ряд высотных домов. Вариантов очень много, территория позволяет. Но, с точки зрения безопасности и логистики, для стадиона это неподходящее место. Должно быть минимум шесть выходов, а там только два. Город вырос, население увеличилось, требования к безопасности стали другие. Если есть варианты, мы готовы рассмотреть».
Не знаю, кто сказал премьеру, что на стадионе только два выхода. Хотя, если это главный повод, чтобы развалить стадион, то можно больше ничего и не видеть. Я, как человек, выросший рядом со стадионом, точно знаю, что там минимум пять входов-выходов. Через все ходил. До сих пор помню, как шестилетним пацаном лазал под деревянными трибунами ещё старого «Спартака», выискивая копейки, которые падали в щели между досками. Кстати, в памяти прекрасно сохранился и городской стадион, где я научился плавать, играл в футбол в турнирах «Кожаного мяча». Кроме футбольного поля, которое зимой превращалось в каток, были там и три бассейна, и площадки для бас­кетбола, волейбола, ручного мяча. Тот стадион уничтожил товарищ Усубалиев, решив, что главное административное здание страны должно быть в центре столицы, а не на окраине, как пытались ему предлагать архитекторы.
Да и про 40 тысяч зрителей вопрос сомнительный. Нынешний стадион только раз не смог принять всех желающих – на игре с Австралией, когда толпы безбилетников смогли проникнуть на трибуны. На всех остальных международных играх свободных мест было предостаточно.
Вообще в последние годы стадионам и спортивным сооружениям в Бишкеке не везет. Бывший премьер Омурбек Бабанов, например, прикупив стадион «Инструментальщик», решил, что футбол – не наша игра, и стал сооружать на поле большой торгово-развлекательный комплекс. Правда, последние пять лет стройка находится в замороженном состоянии. То ли Омурбек Токтогулович поиздержался, возводя цементный завод в России, то ли чего-то выжидает. Видя, как гнобят его фракцию в парламенте, можно предположить, что впереди у него не самые светлые времена.
О бассейнах Дворца спорта и «Дельфин» вообще лучше молчать. Их вроде бы ещё и не разломали, но там давно никто не плавает.
Теперь только остаётся ждать, как отреагируют подчинённые на практически указание премьера. Если же вспомнить, что несколько месяцев назад Т. Сариев уже озвучивал идею строительства нового стадиона в районе аэропорта «Манас», то снос «Спартака» уже не кажется неосуществивым. Хотя кто-нибудь подумал, что ездить на футбол за тридцать километров или просто, чтобы заниматься легкой атлетикой, вряд ли кто станет. Но к тому времени, когда сей проект осуществится (если он, конечно, будет воплощен в жизнь), Темир Аргембаевич правительство, скорее всего, покинет. И кто будет посещать тот стадион, это будут уже не его проблемы.
Кстати, о стремлении нынешнего премьера подсобить застройщикам элитной недвижимости говорит и стремление как можно быстрее расчистить большой участок в районе проспектов Чуй и Эркиндик. Для этого правительство издало постановление, которым из Государственного списка памятников истории и культуры республиканского значения выведены здания бывшего газетно-полиграфического предприятия «Эркин Тоо» и здание кафе «Сон-Куль». По мнению экспертов из межведомственной комиссии Министерства культуры, информации и туризма Кыргызстана по объектам историко-культурного наследия, которым поручили подготовить юридическое обоснование расчистки территории, оба объекта отныне считаются утраченными для страны. То, что они стоят и функционируют – больших чиновников нисколько не смущает. Им нужна возможность предоставить инвесторам землю в центре Бишкека. Сколько стоит эта «услуга», можете прикинуть сами. Тем более, что место уж больно привлекательное и тянет на очень большие деньги.
А уж что на этом месте видит правительство, то опять же дальше, чем соорудить очередной торговый комплекс, которые в центре стоят на каждом шагу, или суперэлитное жильё, у них фантазия не работает. Да она им и не нужна. Цель – организовать для «благодарных» застройщиков земельный участок. Вот только так и должны поступать деловые люди, обременённые «исключительно государственными» заботами.

Александр НИКСДОРФ.