Президент Атамбаев уверен, что все русскоязычные граждане Кыргызстана рано или поздно уедут страны. Об этом он открыто заявил на заседании Совета обороны.

Русскоязычное население, узнав об этом выпаде главы государства, впало в ступор. Казалось только недавно, уговаривая выбрать его президентом страны, Алмазбек Шаршенович неустанно повторял, что он самый ярый интернационалист, и никаких различий между гражданами десятков национальностей для него не существует. Даже, следуя наущениям зарубежных политтехнологов, Атамбаев упорно сшивал из разноцветных лоскутков одеяло – символ единства народа.

Так неужели вся та бла-бла-пропаганда относилась только к единству титульного населения? Неужели, как мы теперь начинаем понимать, именно создание страны без инородцев – заветная и тайная мечта нынешнего президента, о которой он ранее стеснялся говорить вслух? Похоже, что двадцати с лишним лет жизни в независимом государстве хватило Атамбаеву, чтобы из него напрочь выветрился дух интернационализма. А, может быть, мы ошибаемся, и «просветление» у него наступило совсем недавно? Во время поездки в Японию? Там, как известно, японцы составляют более 99,9 процента населения страны. Такая однородность, надо полагать, произвела на президента неизгладимое впечатление. Он наконец-то понял, почему японцы так хорошо живут, ударно работают и не заплёвывают свои города. Всё потому, что вокруг сплошные соплеменники и никаких инородцев.

Вернувшись домой, Алмазбек Шаршенович, как истинный патриот страны, правда, предпочитающий вести свой бизнес подальше от родных пенатов, видимо, задумался, как бы ему войти в историю создателем великого мононационального государства. Поняв, что за оставшиеся менее пяти лет, которые он будет находиться в должности (если, конечно, за это время не произойдет очередного переворота), выполнить грандиозный план по разгону почти трети страны ему будет тяжело, решил ограничиться только предположениями, что всё равно когда-нибудь это случится. Но нельзя всё пускать на самотек. Надо кого следует подтолкнуть к принятию жизнеопределяющего решения, чтобы поскорее наступило очищение страны от чуждых элементов.

За подобную инициативность главу государства, наверное, надо похвалить. Сегодня в Кыргызстане, как ни крути, пока ещё проживает довольно много русскоговорящих, из-за которых, как считают в окружении президента, коренное население всё ещё живёт плохо. Как же ещё доступно объяснить патриотам-националистам, что вот уже три года Атамбаев с компанией революционеров находится у власти, а реальных подвижек в развитии экономики нет. Можно, конечно, и дальше всё валить на злобных акаевцев и бакиевцев, мешающих плодотворно работать главе государства. Но, поскольку этот ресурс для оправдания своей плохой работы нельзя использовать вечно, приходится искать новых врагов. Узбеки таковыми уже были и, как ни печально это говорить, пока ещё в этой роли и остаются. На юге страны властные товарищи во главе с Мелисом Мырзакматовым как их терроризировали, так и продолжают. После того, как советником президента Кыргызстана по межэтническим отношениям стал ярый националист Эмилбек Каптагаев, стало ясно, что ни от него, ни от его советов ничего хорошего представителям всех остальных наций ждать не придется.

И вот, похоже, свершилось. Атамбаев, словно сорвавшись с цепи, вдруг заговорил словами Эмилбека Саламатовича. И ладно бы свою речугу он произнес на каком-нибудь националистическом междусобойчике. Так нет! Глава государства втянулся в обсуждение Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике!

«Нравится кому-то или нет, но государственный язык развивать нужно», – заявил Атамбаев, намекнув, что без этого укрепления единства ждать бесполезно. Разве же кто-то с этим спорит? Но президент пошел дальше. Он возмутился, что подписанный им документ об изменениях в Законе «О госязыке», инициированный парламентом, вызвал, как он заявил, шквал «чернухи в наших и зарубежных газетах». Атамбаев попытался объяснить, что «речь шла о том, чтобы где-то в деревне в Нарынской области делопроизводство шло на кыргызском языке, потому что там нет необходимости вести его на русском». Вот тут глава государства, мягко говоря, начал лгать. Уж для Нарына и его округи не было никакой нужды принимать этот закон. Там ещё в советские времена вся документация велась на кыргызском. Депутаты же придумали, что на госязыке без дублирования на официальный все документы можно писать в регионах, где большинство составляют этнические кыргызы. Исходя из этого посыла, официально оформленного в законе, подобный подход к написанию всех документов может быть не только в глухих селах страны, но и в самом Бишкеке. Причем, в том же законе прописаны и вполне реальные штрафы за незнание языка. Убрав в 2010 году из Конституции положение о недопустимости ущемления прав граждан, в том числе и на работу, по языковым основаниям, в законе смело написали, что на госслужбу не принимаются те, кто слаб в государственном языке. Зная, как велось преподавание этого языка, например, в большинстве столичных школ и практически никак в вузах, остается сделать вывод, что русскоязычным гражданам путь на госслужбу отныне заказан. Удивляться же, что сейчас среди чиновничества преобладает серость, уже не приходится. Результат их работы ощущаем мы все. Жизнь в стране не улучшается. Как недавно шепнул мне руководитель одной из крупных компаний, раньше было не очень хорошо, а теперь стало совсем плохо. Это оценка политики Атамбаева и его команды.

Теперь мы узнали, что самым главным компонентом для развития отсутствующего единства, по определению разработчиков упомянутой концепции, должен стать кыргызский язык. Не общая заинтересованность в работе и развитии экономики, а лишь язык. Как только все начнут говорить по-кыргызски, в стране сразу же наступит всеобщее благоденствие, мир, дружба, и засыплет нас манна небесная.

Сначала президент высказал своё «фи», заявив, что тот, кто возмущается зажимом русскоязычного населения (я уже не осмеливаюсь писать слово граждан, возможно, скоро незнающих госязык начнут его лишать), «пытается раздуть из мухи слона, а потом рано или поздно уедет отсюда в другую страну, чтобы получить гражданство». От этих слов я остолбенел, однако решил, что это всего лишь очередная глупость, которую порой несет наш президент. Но он добавил: «Я не говорю, что нужно немедленно его (кыргызский язык. – Прим. ред.) изучать, штрафовать (закон он уже подписал! – Прим. ред.), нельзя так быстро подходить к вопросу. Но не знать государственный язык стыдно. И какая может быть стабильность, если к стержневому кыргызскому языку будет такое пренебрежительное и хамское отношение?».

Тут, извините, может возмутиться кто угодно. Что значит хамское отношение? Это с чьей стороны такое отношение? Неужели со стороны русскоязычного населения, которое не освоило язык? А может быть, это отвратительное отношение к развитию родного языка руководителей страны, которые ничего в этом отношении не делают и даже не хотят делать? Десятки миллионов сомов, выделяемых Национальной комиссии по госязыку, тратятся непонятно на что. За двадцать с лишним лет никто так и не смог разработать нормальной методики обучения госязыку. Учителя кыргызского языка и в школах, и в вузах практически не учат детей, поскольку не умеют учить, лишь стараются вытягивать с учащихся деньги за положительные оценки! Не издаются книги на кыргызском языке, нет фильмов с субтитрами в помощь изучающим язык. Фактически ничего нет! Ох, как хочется спросить господина президента, так кто после этого относится к языку по-хамски? Не думаю, что у президента и его окружения хватит такта принести извинения сотням тысяч людей, которых они соизволили назвать хамами. Этой пощечины удостоены практически все русскоязычные ветераны, трудившиеся ради процветания страны, богатства которой умудрились разворовать друзья президента, получившие доступ к государственной кормушке.

После ретрансляции мыслей Каптагаева Атамбаевым, я впервые подумал: а может быть, и мне уже пора собирать вещички? Хотя, откровенно говоря, искренне был уверен, что до последних дней проживу здесь, где родился. Но президенту же виднее. С ним даже спорить не хочется. Ведь давно вбитое в наши головы «ты – начальник, я – дурак» подсказывает, что человек, упавший в большое кресло, считает себя умнее всех. В своих выступлениях Алмазбек Шаршенович порой несет такую «пургу», что хоть всех святых выноси. За ходом его мыслей, мечущихся в президентской голове, не всем дано уследить. Поэтому, последовавшие далее слова, что в стране всё равно нужно изучать русский язык, что «от этого зависит будущее наших детей, и он нам нужен», мне уже были неинтересны. Я услышал главное. Нам, «хамам негосударственноязычным» делать в этой стране нечего. Услышали главу государства и националисты, только и ждавшие подобного сигнала. Поэтому я даже не удивился, когда моему молодому коллеге пару дней назад на страничке в фейсбуке пришло послание «Убирайся в свою Россию». Неужели такой реакции добивался Атамбаев?

 

Александр НИКСДОРФ.