Что бишкекчанам известно о бюджете столицы? Скорее всего, ответ на вопрос будет зависеть от того, насколько часто и доступно в изложении такая информация появляется в СМИ. Основная часть местных бюджетов складывается из денег налогоплательщиков, поэтому последние должны в полной мере понимать, на что были потрачены их средства. Донести до широких масс такие специфические вопросы на доступном пониманию уровне порой очень сложно и непривычно для профессионалов. А вглядываться в непонятные цифры, сопровождаемые столь же непонятными простому обывателю пояснениями, – не интересно никому. Существенным сдвигом на пути к, так сказать, введению в курс дела стало издание в прошлом году гражданского бюджета столицы. В нем вполне доступно объясняется откуда все берется и куда направляется. В этом году подобный документ уже скоро порадует бишкекчан.

В конце прошлой недели Институтом политики развития (ИПР) в партнерстве с Агентством развития города и при финансовой поддержке DFID в рамках реализации проекта «Повышение уровня прозрачности и подотчетности бюджетного процесса города Бишкек» состоялась пресс-сессия для журналистов на тему «Особенности бюджета Бишкека 2015 года».

Анализом и состоянием реформ, происходящих в бюджетной сфере столицы, с журналистами поделился эксперт ИПР по бюджетным вопросам Асылбек Чекиров.

Сегодня бюджет республики составляет примерно 15 миллиардов сомов, в Бишкек отчисляется порядка 51% от этой суммы, то есть свыше 7 миллиардов сомов (7681, 3 миллиона сомов). Достаточно этих денег городу или нет? Как и водится, общего мнения по этому поводу нет. Часть экспертов считает, что сумма маловата, а кто-то – наоборот. К последним относится и нынешний мэр Кубанычбек Кулматов, который неоднократно говорил о достаточности средств в бюджете города, при этом отмечая, что необходимо научиться тратить выделяемые деньги.

Со слов А. Чекирова, на все остальные муниципальные образования и малые города, включая г. Ош, приходятся оставшиеся 49% от общей суммы республиканского бюджета.

Самые крупные суммы общегосударственных налогов собираются с налога с продаж – 2486,8 сомов и подоходного налога – 2105, 8 сомов. В этом году их рост ожидается на 122% выше по отношению к прошлому году. Ввиду сложившейся практики, связанной с особенностями развития Бишкека, наибольшие объемы финансирования направляются в социальную сферу. В совокупности 64 % расходов горбюджета составляет образование, здравоохранение, отдельные элементы безопасности.

Впервые за многие годы ЖКХ перешло на второе место по расходам: их сумма составила 1,92 миллиарда сомов, рост 134%. На первом месте по-прежнему стоит образование. Согласно действующему законодательству функции ЖКХ являются главными в местном самоуправлении. В этом году поменялась политика органов местной власти, и они стали заниматься своими непосредственными делами.

Как отметил эксперт, бюджет Бишкека был чересчур централизован. Все деньги собирались в мэрии. Территориальные подразделения, такие как акимиаты, МТУ работают по сметному принципу: в их сметах присутствуют только статьи зарплаты и текущих расходов. Ни один уровень управления города Бишкека не отвечает за благоустройство и за услуги, предоставляемые гражданам. МТУ занимает формальную позицию, акимиаты на сегодняшний день ничего не решают, поскольку у них нет ни полномочий, ни денег – все сконцентрировано в мэрии. К примеру, мэрия работает с «Зеленстроем», «Тазалыком» и т.д., и в результате человек, который делает запрос на услугу, формально обращается в МТУ, но письмо фактически проходит огромную цепочку, затрачивается много времени и не факт, что в мэрии услышат заявителя.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, был разработан Порядок управления административными районами. Согласно закону о статусе столицы, все наши районы получили новые наименования. Теперь они будут называться административными районами, а акимиаты – муниципальными районными администрациями. Ключевым моментом этого документа является деконцентрация власти, то есть передача управления от мэрии до МТУ.

 

Со слов А. Чекирова, раньше схема финансирования была по запросу. Это старая советская схема: т. е. был запрос, по которому делалось обоснование, а затем происходило финансирование. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Вводится понятие «муниципальный заказ», хотя ранее оно и существовало в законодательстве, но им не пользовались. Теперь держателем муниципального заказа будет не мэр, а аким. Каждый аким будет смотреть, что необходимо сделать для благоустройства территории района, к примеру, сколько построить детских площадок, сколько отремонтировать арычных лотков, сколько заменить лампочек и так далее. Таким образом, муниципальный заказ будет продаваться или муниципальному предприятию или подобным частным предприятиям. Обратимся еще раз к примеру: на 63 улицах района необходимо обеспечить 2 раза в неделю вывоз мусора с 1500 контейнеров – так звучит муниципальный заказ. Экономисты рассчитывают, сколько этот заказ будет стоить, затем он выставляется на торги. Согласно нормам вышедшего документа допускается прямое заключение контракта с государственными муниципальными предприятиями. Возможно, что муниципальный заказ будет делиться. Схема закупки услуг будет следующая: деньги не будут распределяться по районам. Изначально, когда шло обсуждение, специалисты со старым мышлением предполагали, что начальник горфинуправления будет распределять суммы. На пример Октябрьскому району – 50 миллионов сомов, Свердловскому –100 миллионов сомов и т.д. Это тоже деконцентрация ресурсов, но по новой бюджетной политике Бишкека передаваться районам будут не деньги, а доходные источники, образно говоря, по районам будут делить налогоплательщиков – людей и организации. То есть деньги будут поступать от людей – налогоплательщиков по двойному уровню расщепления. В свою очередь аким будет заинтересован «выращивать» на своей территории налогоплательщиков и оберегать их, улучшать налоговое администрирование. Доля расщеплений будет утверждаться горкенешем в рамках общих параметров городского бюджета. Кроме того, задачей акима станет привлечение поставщиков муниципальных услуг, ему придется работать с бизнесом и показывать выгоду в этом занятии. Поэтому будут нужны люди новой формации.

В мэрии останутся только деньги на капитальное строительство. Например, на строительство новых школ, дорог, возможно, установку светофоров. Пока этот перечень уточняется. Все остальное остается на уровне районов.

Ветры законодательных перемен дуют в полную силу. И чтобы обуздать их и пустить во благо, нужны люди, которые будут понимать, что занимают госдолжности не ради высокого статуса и личной выгоды, а в первую очередь для развития государства.

 

 

Елена ЖОЛОБОВА.

Фото автора.