Великая Отечественная война, длившаяся долгих 1418 дней, не остановила время, а просто перекрасила жизнь в другие цвета, отказавшись от светлых тонов любви и надежды. Она отдала предпочтение серым и черным цветам – цветам смерти и горя. Врагу сопротивлялись не только на фронте в открытом бою, но и в глубоком тылу. Женщины, старики, дети взвалили на свои плечи непосильную ношу. Здесь тоже был свой тыловой фронт, и если бы его не было, то трудно представить, когда бы закончилась война.

Село Пригородное настолько близко к Бишкеку, впрочем, как и многие другие села, что несведущий человек, пропустивший указатель, даже не поймет, что уже находится в сельской местности. Да и название села говорит само за себя. Туда я поехала не ради праздного любопытства – здесь живет труженица тыла Анна Андреевна Натальченко. Ведь только из воспоминаний живых свидетелей того времени мы узнаем, какой ценой ковалась Великая Победа в глубоком тылу.

За чашкой горячего чая Анна Андреевна не спеша рассказывала о том, как проходили трудовые будни в годы Великой Отечественной.

 

«Я помню вкус военного хлебушка…»

– Я родилась в селе Воронцовка Ворошиловского, а ныне Аламудунского района, 12 февраля 1924 года в семье колхозников. Папа работал трактористом, мама – Дарья Евграфьевна – была звеньевой. Она работала на молочно-товарной ферме дояркой. Когда на ферму привозили сено, только мама умела такие высокие ровные скирды укладывать, так ни один мужик не мог. Мама была активисткой, работящей. Она успевала и на ферме, и дома за нами присматривать. Нас было четверо детей. Я – вторая в семье.

Мне было 17 лет, когда началась война. Я училась в 10 классе, у нас еще шли экзамены. Помню, приехали военные и забрали наших мальчиков прямо из школы. Никто из них не вернулся назад. Папу, как и учителей и других мужчин нашего села, тоже забрали на фронт. Когда провожали папу, я не плакала. Потом мама упрекнула меня за это, а я ей сказала, что я загадала, если выдержу и не заплачу, то папа вернется. Забегая вперед скажу, что, действительно, папа вернулся с фронта. Он умер дома через год от незаживающих ран.

В 1941 году в селе оставались только женщины, старики и дети. Мы с одноклассницами организовали свою бригаду и работали на колхозных полях. Выполняли всякую работу. Прокапывали арыки для полива, собирали черепашек – губителей пшеничных колосьев, вручную окучивали картофель, ездили на сенокос. Косили косами. Накосим траву, а когда она подсохнет, укладывали её в копны. Поднимешь вилами сено, а там змей – тьма тьмущая. Поначалу было страшно, а потом привыкли, откинем их вилами и продолжаем работать. Осенью убирали урожай – серпом жали пшеницу, связывали и укладывали в снопы, потом все свозили на ток и молотили хлебный колос. В полнолуние работали ночами. Торопились успеть до дождей убрать хлеб. От усталости засыпали на соломе, мы даже мышей не замечали, их было так много, и они все время шуршали в соломе. Весь урожай до зернышка, до последней картофелинки, свёклы отправляли на фронт. Нам записывали трудодни, что там нам писали, мы не интересовались, о деньгах тоже никто не думал. Мы работали под девизом «Все для фронта, все для победы!». Хочу отметить, что люди тогда были добрые, у всех было чувство сочувствия и сострадания. Мы бескорыстно помогали друг другу, делились последним куском хлеба. Каждого призывника провожали на фронт всем селом и оплакивали каждую «похоронку».

Осенью 1941 года после уборки урожая меня пригласил директор школы Ф. П. Синякин. Поскольку в школе я была отличницей, а учителей не было, он предложил мне стать учительницей. Так что зимой я учила детей, вечерами вела уроки арифметики у пятиклассников. Пятиклашки ведь тоже днем работали. А летом работала в поле.

В первый год войны у нас еще были запасы еды, а в последующие годы, как сейчас помню, ели похлебку из разной травы, кашу из мякины и мерзлую картошку. Хлеба давали крошечку, подержишь кусочек во рту подольше, а он такой вкусный, словами не передать. Я до сих пор не забыла вкус военного хлебушка.

В мае 1945 года мы работали в поле. Видим, мальчишки бегут, кричат: «Победа! Победа! Война кончилась!» Мы бросили работу и побежали домой. Мне казалось, что раз война закончилась, папа приехал и ждет нас с мамой дома, и все будет как прежде, до войны. Как я ошибалась…

В 1946 году за доблестный труд, за участие в трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны я была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Мне тогда было 22 года. Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны, и мы были бойцами тыла. По всей стране тыловики обеспечивали Вооруженные силы всем необходимым для полного разгрома немецкого агрессора.

Почетный ветеран города Бишкек

Сама жизнь предопределила мне стать учительницей. После войны я окончила двухгодичный учительский институт. Вышла замуж. Хочу несколько слов сказать о своем муже Дмитрие Прокофьевиче. Он был хирургом. Хирурги нужны были здесь, но он сам пошел в военкомат. В начале войны под Минском советские бойцы, там был и полевой госпиталь, где служил мой муж Дмитрий Прокофьевич, попал в окружение. Выбирались из окружения малыми группами. Многие погибли, а многие попали в плен. В том числе попал в плен и мой муж. В вагоне он и бойцы проломили пол и бежали. У него много боевых медалей, он прошел всю войну, спасал раненых в госпиталях. Мы с ним прожили 58 лет. К сожалению, его уже нет. У нас трое детей, семь внуков и пять правнуков.

После замужества я окончила математический факультет Киргизского государственного университета. 8 лет учительствовала в совхозе Тамчы Иссык-Кульской области, потом работала в столичных школах. А когда вышла на пенсию, видимо, от мамы унаследовала активность и работоспособность, занялась общественной деятельностью в Совете ветеранов Октябрьского акимиата города Бишкек. Помогала участникам войны и труженикам тыла, проводила в школах беседы на военно-патриотические темы, помогала учителям готовить Уголки боевой славы, комнаты-музеи со стендами о героях-кыргызстанцах Великой Отечественной войны и многое другое. За эту работу мне городской Совет ветеранов вручил значок «Почетный ветеран города Бишкек».

Сейчас мне 91 год. После смерти мужа я живу у сына. Здесь я тоже не сижу без дела. Ухаживаю за огородом, посадила клубнику, занимаюсь аппликацией, вяжу, «воюю» с жителями, выбрасывающими на улицу навоз и мусор. Хожу в школу, рассказываю детям о героях Великой Отечественной войны, о том, какими мы были дружными, и призываю их любить свою Родину.

Мне повезло, у нас очень дружная семья: мои дети, внуки и правнуки трепетно относятся к памяти Дмитрия Прокофьевича, ко мне и чтят семейную традицию всей большой семьей собираться вместе на 9 Мая. Этот праздник для нашей семьи главный.

 

Нурия ШАГАПОВА.

Фото автора.