Автор: Улан Алымкул уулу Эшматов

Азаттык уналгысы

О чем говорит заявление генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи о том, что в Кыргызстане полно неправительственных организаций, что они оказывают влияние на общественно-политическую жизнь в нашей стране, что они финансируются из заграницы?

Москва хочет, чтобы неправительственные организации в Кыргызстане контролировались так же, как и в России?

С этими и другими вопросами «Азаттык» обратился к Григорию Мельконьянцу — исполнительному директору ассоциации «Голос» — крупной НПО России.

Мельконьянц:

Россия считает, что страны Центральной Азии находятся в сфере ее интересов, поэтому она заинтересована в том, чтобы в этих странах был принят закон «Об иностранных агентах». В соответствии с законом, в специальный реестр вводятся организации, которые финансируются из заграницы и критикуют власть. Они оказываются под жестким давлением. Это делается для того, чтобы максимально ослабить организацию или сделать ее работу невозможной. Россия неоднократно заявляла, что готова поделиться опытом в этом направлении не только с постсоветскими странами, но и с Китаем. Если постсоветские страны будут в этом заинтересованы, то они тоже примут подобные законы, опираясь на «старшего брата».

«Азаттык»:

— Законопроект «Об иностранных агентах» был предложен на рассмотрение кыргызского парламента двумя депутатами. Но пока законопроект не принят. Министерство юстиции выступило против законопроекта. Ожидается, что в мае Кыргызстан вступит в Евразийский экономический союз, в Таможенный союз. Не думаете ли вы, что после этого Москва вынудит Кыргызстан принять упомянутый закон?

Мельконьянц:

— По-моему, этот законопроект может быть принят в Кыргызстане, если не будет протестов со стороны гражданского общества. На примере России становится понятно, что с принятием этого законопроекта многие организации прекращают свою деятельность, а другие подвергаются гонениям, многочисленным проверкам, крупным штрафам. Конечно, это не способствует развитию гражданского общества. Основная проблема законопроекта заключается в том, что общественность крайне негативно воспринимает термин «иностранный агент». Граждане будут воспринимать организации с таким статусом как враждебные организации. Им будет тяжело работать с населением.

«Азаттык»:

— Что изменилось в России с тех пор, как начал работать закон «Об иностранных агентах»? Можете коротко описать сложившуюся ситуацию?

Мельконьянц:

— Сложно в одностороннем порядке сказать о том, как закон подействовал на все организации. Но в общем, последствия были негативными. Часть НПО были вынуждены закрыться. Вторая часть отказалась от внешнего финансирования и максимально сузила круг работы. Третья часть до сих пор финансируется из заграницы, но постоянно сталкивается с проверками, обвинениями. К сожалению, пока неясно, какая судьба их ждет. Потому что сейчас вводится очередное ограничение на деятельность некоммерческих организаций. К примеру, финансируемые из заграницы НПО не смогут наблюдать за ходом выборов.

«Азаттык»:

— Как сказал генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, в Кыргызстане полно НПО. Можно сказать, что это уже отдельный сектор. Тысячи людей обеспечены работой за счет НПО. Они защищают права человека, следят за выборами, контролируют прозрачность бюджета, выполняют социальные проекты. Кыргызское правительство получает помощь со стороны России, но у него нет денег на реализацию социальных проектов, в отличие от НПО. Готова ли Россия усилить финансовую помощь, если будет и дальше настаивать приравнять НПО к иностранным агентам?

Мельконьянц:

— Российское государство выделяет деньги на НПО. Но эти деньги не сопоставимы с теми деньгами, которые теряют НПО при отсутствии внешнего финансирования. Во-первых, выделяется очень мало денег. Во-вторых, государство выделяет деньги только на краткосрочные проекты. Если иностранные доноры финансируют проекты, рассчитанные на 2-3 года, то государство выделяет на проекты, которые реализуются за несколько месяцев, максимум — за год. Такое обстоятельство ограничивает маневры для планирования у коммерческих организаций, усиливает их зависимость от государственных органов.

Источник: Азаттык уналгысы