Автор: Акчолпон Койчиева

BBC. Кыргыз кызматы

Согласно соглашению с российским концерном «Газпром», в Кыргызстане до 2030 года будет установлена лучшая в мире газотранспортная система.

Страна будет обеспечена газом. Как ответит Кыргызстан на такую щедрость «Газпрома»? Как будет реализован этот долгосрочный проект? С этими вопросами Акчолпон Койчиева обратилась к первому вице-премьер-министру Тайырбеку Сарпашеву:

Тайырбек Сарпашев: Они ознакомили с планами до 2017 года на 44 млрд сомов и последующими этапами. Глава «Газпрома» Миллер официально сообщил и заверил в исполнении поставленных планов. Судя по предварительно ознакомленному плану, всё выглядит вполне реально. Указаны финансовые источники, представлены планы трехкратного увеличения потребления газа до 2030 года, доведения уровня газификации населением до 60%. Подписаны соответствующие документы.

Акчолпон Койчиева: Что получит взамен «Газпром» на эти свершения?

Тайырбек Сарпашев: В целом… их цели… на сегодняшний день они входят на наш рынок. Конечно, их цель, как и любой компании, – получение прибыли. Но есть убеждение, что наше государство никак не проиграет от того, что компания получит прибыли, а рынок расширится.

Акчолпон Койчиева: Осилит ли население цены на газ после создания «лучшей в мире газотранспортной системы»?

Тайырбек Сарпашев: Создание газотранспортной системы будет нашим главным приобретением, у населения появится возможность выбора между электроэнергией и газом. В то же время у нас есть не только газ, но и программы по гидроэнергетике, в будущем не только население, но и экономика, предприятия получат возможность выбора источника энергии. Вот что нас интересует.

Акчолпон Койчиева: Бывали разочарования в договорах, которые Кыргызстан первоначально подписывал как выгоды, например, при разработке недр. Здесь речь идет про миллионы долларов. Не является ли это само по себе риском?  Кто знает, как изменится цена за газ к 2030 году?

Тайырбек Сарпашев: На сегодняшний день во всем мире цены определятся рыночной системой. Существует обязательная взаимосвязь между себестоимостью и рыночной ценой газа. Вместе с опасениями относительно повышения цен на газ, трудно прогнозировать также будущие цены на нефть, электроэнергию. Насколько больше будет в Кыргызстане альтернативных источников энергии, настолько полезнее это будет для экономики.

Акчолпон Койчиева: Есть обеспокоенность, что стремлением получить газ, Кыргызстан переходит в сферу влияния России. Придает ли кыргызское правительство значение этому обстоятельству?

Тайырбек Сарпашев: В целом сегодня можно только приветствовать факт, что в газовой системе только в Кыргызстан входит одна из крупнейших компаний в мире. Что касается независимости, то это относительное понятие. К примеру, европейские страны тоже зависимы по части газа от других государств. Поэтому мы не считаем, что возникнут сложности. Чем больше инвестиций, тем лучше для нашей экономики. Для опасений нет оснований.