Народную артистку Киргизской ССР Жамал Сейдакматова знают все от мала до велика в Кыргызстане. Не получив актерского образования, она стала известной не только в родной республике, но и далеко за ее пределами.

 

Начало

Вспоминая детские годы, Жамал сразу же говорит об Иссык-Куле. Прекрасное голубое озеро, на берегу которого был ее отчий дом, остались навсегда в ее памяти как нечто прекрасное, идеальное, к которому она стремится всю свою жизнь.

Последние школьные годы она уже училась в столице, в школе №5, после окончания которой родители настояли, чтобы она поступила в полиграфический институт в Москве. Больше всего там она любила ходить в театры, а затем показывала различные сценки своим подругам. Видя, какой талант пропадает, они советовали ей вернуться во Фрунзе и идти в театр. Так она и сделала.

 

Слава и известность

Решающей для нее оказалась встреча с Даркуль Куюковой, в то время уже известной актрисой Киргизского драмтеатра. Ее она тоже впечатлила, Куюкова показала Жамал худсовету театра, и ее судьба была решена. Это было в 1957 году.

— Я бралась за любые роли, – рассказывает Жамал, – знала наизусть все тексты, так что, если надо было кого-нибудь подменить, сразу роль давали мне. Вокруг было много известных актеров, один Муратбек Рыскулов чего стоил. У них я училась актерскому мастерству, все схватывала на лету. Я жила у Даркуль Куюковой, а у них в доме всегда были гости – актеры, музыканты, художники, заходил и манасчи Саякбай Каралаев. Эти люди оказали большое влияние на меня, – улыбается Жамал.

В кино ее пригласили в 1958 году. Пробы фильма «Далеко в горах» проходили несколько сотен человек, в том числе и балерина Бїбїсара Бейшеналиева. Ленту должны были показать на декаде киргизского кино в Москве. И худсовет фильма на главную роль все-таки утвердил ее, ведь надо было сыграть юную девушку.

-Когда мы поехали в Москву c этим фильмом, – вспоминает наша героиня, – ко мне подошла одна женщина и предложила погадать. Оказалось, она была дочерью одного репрессированного коммуниста. Она так упрашивала, что я согласилась и пошла к ней домой. А гадала мне на кофейной гуще и на картах ее мама, совсем старушка. И она сказала, что наш фильм выиграет приз, и я стану известной актрисой. Вся обстановка дома, ее голос произвели на меня сильное впечатление, по телу прошла дрожь, и я попросила не продолжать дальше. Но все, что она сказала, сбылось.

Потом Жамал Сейдакматова снова играла в театре, снималась в кино. Как она говорит, у нее характер такой, что играла она в основном положительных героинь. Но однажды в фильме «Улан» ей предложили отрицательную роль – приемщицу стеклопосуды Фатиму.

-Я понаблюдала за работой приемщицы и очень быстро поняла, что надо делать, – вспоминает Жамал, – чтобы все было натурально, камеру спрятали, и я, соответственно одевшись и загримировавшись, стала принимать бутылки у местных алкоголиков в городе Рыбачье. Шум, гам, маты-перематы… Уж не знаю, как я все это выдержала, но роль, по-моему, получилась. Когда мы с фильмом «Улан» поехали в Сибирь, там нам люди говорили, что сильнее всех постановлений партии и указов был наш фильм об алкоголизме. Так их впечатлила наша работа, особенно роль Чокморова в этом фильме.

 

О великих актерах

— Суйменкул Чокморов, – с грустью вспоминает Жамал Суйменкулова, – был очень мягкий, интеллигентнейший человек. В то же время он был очень компанейским и остроумным, очень любил подражать кому-нибудь. Когда он изображал тогдашнего директора Госкино, то мы от смеха просто падали. Еще он хорошо играл на комузе и пел так, что мурашки бежали по телу от его голоса. Он был красив и внешне, и внутренне, в нем не было ни грамма вульгарности. Такие люди рождаются раз в сто лет. Жаль, что он так рано ушел от нас.

— А еще я очень любила Советбека Джумадылова, продолжила Жамал, – он сыграл таких злодеев в кино и в театре. А в жизни он был как ребенок, очень добрый, отзывчивый, впечатлительный и даже наивный. Как актер он был гением, мог сыграть любую роль, но свою гениальность он не ощущал, был простым и доступным человеком, никогда не кичился своим званием. Однажды я его рассмешила: на репетиции всучила ему прямо в руки щенка. Он так долго смеялся, что весь театр был на ушах, прибегали из фойе спросить, что случилось. Великие актеры вообще в быту как дети, они живут своим искусством, ролями, а в жизни бывают очень доверчивыми, не умеют врать, изворачиваться. Таким был и Советбек Джумадылов.

 

Ее «первенец»

Переломным моментом в жизни Жамал Сейдакматовой стал 1990 год. Ее мужа отправили на курсы повышения квалификации в Ленинград. Она взяла творческий отпуск, и они поехали в культурную столицу России вдвоем. Им дали пропуск во все театры Ленинграда, и каждый вечер они ходили на спектакли. Особенно ее впечатлили спектакли в Малом драматическом театре режиссера Додина, который ставил по произведениям Федора Абрамова.

Чтобы вжиться в образы персонажей, актеры Малого театра полгода жила в родной деревне Абрамова, научились говорить «окая», как говорят волжане. Режиссер хотел, чтобы труппа показывала жизнь такой, как она есть, и чтобы воздействие на зрителя было мощным. На спектакли Додина в то время билеты достать было невозможно, очередь к кассам растягивалась на три километра. Такое впечатление производили эти спектакли. Но они с мужем, благодаря пропускам, могли увидеть эти шедевры театрального искусства.

После увиденного Жамал Сейдакматова решила, что надо и ей перестроиться. Возвратилась и начала деятельность, от которой многие чиновники от культуры охали и ахали. Поставила три спектакля, на которые зрители валом валили, а вскоре вообще со своими единомышленниками она покинула театр. Ее вызывали в ЦК партии, грозили всяческими карами, но она была непоколебима и хотела создать новый не только по названию, но и по содержанию театр, быть свободной от штампов и халтуры. Его она назвала символично «Тунгуч», что переводится как «первенец».

— Сначала было очень трудно с материальной стороны, – рассказывает актриса. – Искала спонсоров, выбивала деньги, помещения, репетировали спектакли. Я бралась только за пьесы, показывающие жизнь изнутри, с хорошей драматургией. И наши спектакли оценили зрители, нас стали приглашать на международные театральные фестивали, мы получали призы. С признанием на международной арене нам стали помогать ОБСЕ, Швейцарское бюро по сотрудничеству и Фонд Сороса, которые выделяют гранты и финансируют гастроли театра.

В своем театре Жамал ставит только такие спектакли, которые будоражат сердца людей. Такие произведения она сравнивает с симфониями в музыке. При театре она создала студию, где обучает актерскому мастерству молодых артистов.

— Я беру в студию ребят сирот, из бедных семей, если вижу проблески таланта у них, — говорит она. – Обучаю бесплатно, даю роли в спектаклях. Не хочу никого выделять, но среди них есть очень способные молодые люди. Очень долго с молодежью я готовила спектакль «Симул» – сказочную притчу об олененке. Мы выступаем не только в самом театре, чаще мы договариваемся со школами, детскими домами и выступаем в актовых или в спортивных залах. И меня поражает, что дети, даже старшеклассники, плачут в финале пьесы. Это те дети, которые играют в разные стрелялки на компьютерах, значит, их тронула игра артистов и само содержание пьесы. Ради этого мы и работаем. Еще мы выступали в Оше прямо на площади, без сцены. Собралась большая толпа, было много детей. И действие спектакля так захватило их, что зрители смотрели и слушали с большим вниманием и наградили нас аплодисментами.

Жамал Сейдакматова сама в качестве режиссера сняла фильм «Пасынки судьбы» о детях мигрантов. Эта лента показывает трудную судьбу нынешнего поколения, в поисках работы вынужденного покинуть Родину. Как она говорит, сердце разрывается, когда видишь тяжелую жизнь своих соотечественников на чужбине.

 

Режиссер – это…

— Режиссер в первую очередь должен быть крупной личностью, это скорее не профессия, а призвание, – уверена Жамал. – У него должен быть огромный человеческий опыт, он должен обладать большой внутренней культурой и иметь свою точку зрения на каждую жизненную проблему. Если ты даже окончил ГИТИС, но не обладаешь такими качествами, то не сможешь снимать хорошие фильмы. «Киргизское чудо» в кино сделали яркие, самобытные режиссеры. Многие фильмы снимались по гениальным произведениям Чингиза Айтматова, это было литературной основой успеха наших фильмов.

Сейчас Жамал Сейдакматова готовится к гастролям по всему Кыргызстану. Весной труппа театра «Тунгуч» поедет по отдаленным регионам республики со своими спектаклями, среди которых и новая постановка «Весна любви».

Неугомонная натура этой женщины не дает ей сидеть на месте.

 

Улан АЛЫМБЕКОВ.

Фото из архива Ж. Сейдакматовой.