Такой вопрос был поставлен на круглом столе в среду, где присутствовали представители Государственного комитета национальной безопасности, Государственной пограничной службы, военные эксперты, конфликтологи и политологи.

Участники в ходе обсуждения вопроса рассматривали приграничные проблемы, которые остаются по-прежнему актуальными. Были обсуждены перспективы решения приграничных вопросов в свете новых условий интеграционного объединения с Таможенным Союзом.

Наши пограничники признают, что количество инцидентов, например, на кыргызско-таджикских участков, возросло. При этом страдают не только военнослужащие, но и мирные жители.

— Обстановка на неописанных участках государственной границы обостряется весной и летом, – сообщил на круглом столе первый заместитель председателя, начальник главного штаба погранслужбы Искендер Мамбеталиев.

По его словам, наша страна однозначно сумеет защитить свои рубежи, но при соблюдении определенных условий. А именно: необходимы дополнительные силы и средства для охраны, а также средства для содержания инфраструктуры.

Политолог Марс Сариев считает, что Узбекистан опасается строительства Камбар-Атинской ГЭС, так как попадает в водную зависимость от России и Кыргызстана. Нехватка воды может поставить Узбекистан на колени. Поэтому идет ужесточение конфликтов, которые способствуют сплочению народа внутри страны. Конфликты на кыргызско-таджикском и кыргызско-узбекском участках границы делают врагом Кыргызстан, а силы Узбекистана и Таджикистана только усиливаются в борьбе против нас. При этом многие выступают против евразийской интеграции.

Он отметил, что последние мировые конфликты, например, на Украине и в Сирии, показали, что они происходят не на границе. Сначала ситуацию раскачивают внутри страны, а затем конфликт переносят на границы.

Проблема распространения экстремисткой литературы и вербовки в ряды Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) наших граждан, также поднималась на заседании круглого стола. Ведь такие угрозы, как контрабанда, реэскпорт и наркотрафик непосредственно касаются нашей страны.

Представитель ГКНБ Рахат Сулайманов рассказал об антитеррористической работе и о том, сколько наших граждан было убито в ходе войны в Сирии.

— Тела убитых из Сирии пока не привезены. Там идут боевые действия, поэтому транспортировкой «груза 200» никто не занимается. По предварительным данным, 8 человек погибли. Предупредить уход наших граждан в Сирию сложно. Они выезжают якобы в сопредельные государства на учебу или работу, но точных данных нет. В боевых сражениях задействовано более 150 кыргызстанцев. Вместе с тем факты вербовки в Кызыл-Кие не подтвердились, – сообщил Р. Сулайманов и добавил, – за год в Кыргызстане проведено более 500 оперативно-профилактических мероприятий. Семь террористических групп, которые хотели провести террористические акты в Бишкеке и Оше, обезврежены.

Эксперт Леонид Сумароков, в ходе дискуссий по поводу контрабанды напомнил всем, что для контрабандистов не существует границ, как и разницы, с кем работать – гражданами своей страны или соседней. Если правительство и дальше будет закрывать глаза на низкий уровень жизни населения, которое живет возле государственной границы, то это только сыграет на руку контрабандистам.

— Поддержка Государственной пограничной службы и тех людей, которые занимаются вопросами пограничного контроля, должна стать первостепенной задачей, – считает Л. Сумароков.

На фоне вступления в Таможенный союз все эти проблемы автоматически становятся проблемами и других стран-участниц. Скорей всего именно по этой причине заявку Кыргызстана рассматривали три года, когда Армения, не прождав и года, сразу же стала участницей двух крупных организаций.

 

Алтынай ДЖАЛМАМБЕТОВА.

Фото автора.