22 июня 1941 года началась самая кровопролитная в мировой истории Великая Отечественная война. Фронтовой фольклор – «Киев бомбили, нам объявили, что началася война» знала и пела вся страна. Прошло 73 года, и снова украинское лето задыхается от дыма пожарищ и захлебывается в крови мирного населения. Преемственность фашистского нацизма – убивать мирных жителей – приняла на себя неформальная правоэкстремистская группировка, так называемый «Правый сектор». Любое военное действие сопряжено с людскими жертвами и разрушениями. Война – это кровь, боль, гибель ни в чем не повинных мирных людей.

О войне не понаслышке знает и гвардии полковник Абдыганы МАМАНОВ.

 

Сбывшаяся мечта

Абдыганы Орозалиевич Маманов родился 22 декабря 1957 года в городе Ош. Родители хотели видеть его агрономом, но мальчик с детства мечтал стать летчиком. Он не пропускал ни одного фильма про войну и восхищался офицерами. После окончания школы родители отправили его во Фрунзе поступать в сельскохозяйственный институт. Приехав в столицу, юноша специально завалил экзамены в сельхозинститут и записывается во Фрунзенский аэроклуб, выбрав парашютный спорт. Родителям юноша сообщил, что стал студентом, не уточняя какого именно вуза. Весной Абдыганы Орозалиевича призвали в армию. Армейские будни не разочаровали, наоборот – только укрепили в нем желание стать военным. После демобилизации его как отличника боевой и политической подготовки направили в Харьковское высшее военное авиационное командное училище. Служба старшего лейтенанта Абдыганы Маманова началась в части ВВС, дислоцированной в городе Стрый Львовской области.

 

Война – это не романтика

– С началом военного конфликта в Афганистане в 1979 году, – вспоминает Абдыганы Орозалиевич, – я вместе со своими друзьями Игорем Гноневым и Валерием Моисеенко написали письмо на имя министра обороны Дмитрия Федоровича Устинова. Сейчас оно мне кажется наивным, а тогда мы писали: «… воодушевленные подвигом наших отцов и дедов, грудью защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны, мы хотели бы то же выполнить свой интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан». Наше прошение было удовлетворено. В сентября 1982 года я прилетел в Кабул. Сойдя с трапа самолета, я понял, что такое война. На взлетном поле сидели, ожидая посадки в самолет, а тяжело раненые солдаты без рук или ног лежали на носилках и просто на земле, потому что не хватало носилок. В багажное отделение военнослужащие грузили цинковые гробы – «груз 200». Солдаты – совсем молодые парни лет по 20–22. Я вглядывался в их лица. В глазах многих помимо боли читалось отчаяние, а у некоторых, несмотря на ранение, лицо светилось счастьем – они возвращались домой, для них война уже закончилась. Война – это не романтика, само слово «война» уже страшное.

Часть ВВС, куда я был распределен, дислоцировалась в городе Кундуз. В пути я успел ознакомиться со страной, которую должен был защищать. Афганистан поразил меня не только 40-градусной жарой, но и условиями жизни и поведением местных жителей, которые, казалось бы, застряли в средневековье: дома построены из самана, кривые улочки и одеты были они, на мой взгляд, довольно странно.

В военной части, в которую я прибыл, меня назначили заместителем командира. У командира части было четыре заместителя, одним из них был я. Мне было тогда 24 года. В функцию нашей воинской части входила разработка стратегии и тактики ведения боевых операций. Вылеты были ежедневными. Через два месяца службы я привык к бомбежкам, крови, но так и не смог привыкнуть к потерям боевых товарищей. Бой есть бой, и вряд ли можно выделить из них какой-нибудь особенный. Враги были по своей сути непредсказуемыми. Например, где-то в начале весны командир моджахедов Ахмад Шах подписал договор о ненападении, а в октябре 1982 года я принимал участие в боевых действиях Пандшерской операции по ликвидации банды моджахедов, возглавляемой самим Ахмад Шахом. В начале февраля 1983 года в районе города Мазари-Шариф мы освобождали заложников – советских специалистов. Бой был жарким, тогда погибло много наших солдат, были сбиты вертолеты, душманы вывели из строя бронетехнику. Тяжело об этом вспоминать: только что говорил с бойцом, а он уже убит или тяжело ранен. В этот миг мне хотелось отдать все на свете, даже жизнь, только бы боец остался живым. От собственного бессилия я ненавидел себя. Гибли совсем юнцы, а им бы жить да жить…

Абдыганы Орозалиевич надолго замолчал и, казалось бы, забыл о том, что он не один. Глаза его повлажнели. Сдерживая слезы, боевой офицер продолжил:

– Весной 1983 года я принимал участие в уничтожении базы моджахедов, расположенной в Рабати, в мае состоялась боевая операция по ликвидации моджахедов в провинции Кунар, а осенью велись бои в районе Джелалабада.

На войне были не только враги, но и друзья. В военных городках Баграмского ГБУ (группа боевого управления), Кабульского аэродрома, мне всегда были рады, да я и сам при удобном случае старался туда попасть, потому что там служили мои самые близкие боевые друзья – передовой авианаводчик Александр Федоренко, командир подразделения Валерий Моисеенко, командир экипажа Ми-8 Валентин Черепанов и другие.

Однажды в авиационном полку аэродрома «Кундуз» я встретил единственного офицера кыргыза – летчика вертолета Ми-8 старшего лейтенанта Сайфутдина Турсунбаевича Азизова. Он отслужил в Афганистане четыре года. Про него ходили легенды, о нем с уважением говорили, что Азизов – пилот с большой буквы. Его вертолет мог буквально зависнуть в нескольких сантиметрах от земли. Этот трюк спас немало жизней советских солдат, попавших в окружение. В настоящее время Сайфутдин Турсунбаевич служит в авиационной части Кыргызской Армии. Наша фронтовая дружба продолжается по сей день.

 

Мирные армейские будни

После Афганистана Абдыганы Орозалиевич 5 лет служил в Германии, затем читал лекции в Оренбургском военном авиационном училище имени И. С. Полбина. В этом училище учились Юрий Гагарин, дважды Герой Советского Союза генерал Талгат Бегелдинов и многие другие известные летчики и космонавты.

В 1992 году по приглашению правительства Кыргызстана вернулся в Бишкек и участвовал в формировании Национальной гвардии КР, в составе которой прослужил до 2007 года. За время службы в Нацгвардии входил в состав военных наблюдателей ООН в Африке. Был командиром группы «голубых касок» по мандату ООН в Кении и Судане, принимал участие в военных учениях, проходивших в Индии, Бангладеш, Непале, Бутане, Пакистане, а также Германии, Польше, Чехии, Турции и других странах. За успехи в службе и выполнение боевых задач награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За отличие в воинской службе» I степени, медалями ООН и «От благодарного афганского народа», Грамотой Президента КР, Почетной грамотой Верховного Совета СССР за подписью М. С. Горбачева и другими почетными наградами разных стран, министерств и ветеранских организаций.

 

Вместо заключения

— Я учился на Украине, служил там четыре года, у меня там осталось много знакомых и друзей, – продолжил мой собеседник. – Сегодня мне больно видеть, как на там гибнут мирные жители. События на Украине имеют давний след. На мой взгляд, это происходит от того, что каждый приходящий президент действует в личных интересах, а не в интересах страны. Безусловно, это и вызывает недовольство народа. Западная Украина вошла в состав СССР в сороковые годы прошлого века, потом началась Великая Отечественная война, разруха и, к сожалению, должен признать, что многие жители винят в этом Советский Союз. Из этой ситуации есть единственный выход: действующий глава государства должен учесть мнение всех регионов, восстановить нормальные отношения с СНГ и в первую очередь с Россией. Ведь ни для кого не секрет, что многие рядовые украинцы выживают благодаря России.

Что касается Кыргызстана, то мы должны извлечь уроки из украинской трагедии и сделать правильные выводы. Не делить Кыргызстан на регионы, а развивать их. При этом главное должен быть мир, но чтобы был мир – необходимо трезвое мышление правителей. Они не должны давать повод для недовольства. А чтобы лучше знать чаяния простых людей, чиновники не должны сидеть в своих кабинетах, а быть ближе к народу. Примером для всех правителей, я считаю, президента Беларуси Александра Лукашенко. Он за свой народ и народ за него.

 

Нурия ШАГАПОВА.