В Министерстве юстиции родилась идея добавить во все кодексы, действующие в правовом поле республики, статью, которая бы регулировала и указывала сколько раз можно их изменять. В юридическом ведомстве решили, что это достаточно делать не чаще одного раза в год.
Озвученная в стенах законодательного органа идея буквально шокировала депутатов, которые ещё и месяц не работают в новом созыве. Если же учесть двухнедельные январские каникулы, то можно сказать, что избранники даже не почувствовали вкус написания законов, хотя обычно действующие законы они перекраивают постоянно.
Пришедший на заседание комитета Жогорку Кенеша по судебно-правовым вопросам, правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции сам министр юстиции Аяз Баетов заявил законотворцам, что те часто вносят поправки в кодексы, которые влияют на правоприменительную практику. Юристы практически не успевают следить за изменениями, рождаемые депутатскими манипуляциями. Действительно, депутаты же, среди которых не так много специалистов в юриспруденции, меняют кодексы, как им захочется.
Министр прямо заявил: «В последние годы наблюдается тенденция частых изменений в кодексы, что снижает доверие граждан и бизнеса к правовой системе, осложняет правоприменение и мешает формированию долгосрочных стратегий в экономике и социальной сфере. Иногда даже госорганы не могут уследить за вносимыми изменениями. Это влияет на бизнес-среду, отражается на инвестиции. Мы предлагаем, чтобы изменения вносились не более одного раза в год. Новая норма позволит проводить более качественный анализ поправок и обеспечит устойчивость законодательной базы». При этом глава ведомства заметил, что, конечно, могут быть исключения. Например, если поправки вносятся на основании решения президента либо во исполнение решения Конституционного суда. Тут уж никто не сможет отказать и попросить подождать. Главный юрист страны напомнил, что подобные изменения уже внесены в Налоговый и Цифровой кодексы, хотя депутаты их любят поправлять.
Кстати, рекордсменом по изменениям в 2025 году стал Кодекс о правонарушениях – в него изменения вносились 33 раза! По тринадцать изменений досталось Уголовному, Гражданскому, Уголовно-процессуальному кодексам. Столько же раз менялся Кодекс о неналоговых доходах. В то же время менее всего «пострадал» Трудовой кодекс – его исправляли «всего» два раза.
Всего же, как отмечают в министерстве, предлагается внести изменения в семнадцать кодексов: Гражданский, Земельный, Лесной, Семейный, Водный, Жилищный, Воздушный, Бюджетный, Трудовой, Уголовно-процессуальный, Уголовный, Уголовно-исполнительный, Гражданский процессуальный, Административно-про-цессуальный, а также кодексы о детях, о неналоговых доходах и о правонарушениях.
По всему выходит, что Мин-юст практически бьёт депутатов по рукам и остальным местам, которыми они думают, не давая избранникам развернуться во всей их законотворческой мысли. Именно так и посчитали некоторые депутаты, с обидой заявившие, что законопроект нарушает их трудовые права.
Один из законодателей вопросил: «На каком основании вводятся такие изменения? Да и есть ли у Минюста право ограничивать деятельность депутатов? И вообще, они сами знают, в какое время нужно вносить изменения в закон. Ведь мы реагируем на обращения к нам избирателей. И все поправки вносятся не просто так, а для оперативного решения проблем населения!» Откровенно говоря, не припомню, чтобы граждане говорили, что им не нравятся те или иные положения кодексов (хотя большие сроки за уголовные преступления народ бы отменил), поэтому их нужно изменить. Порой создаётся впечатление, что законодатели придумывают изменения только ради самого процесса изменений. После чего они гордо заявляют, сколько законодательных инициатив родили. Пусть все знают, как усердно работали. Хотя все кодексы принимали их предшественники, которые, как выясняется, что-то не додумали. Поэтому новым депутатам обязательно нужно что-то подправить.
Хотя, почему бы депутатам чуть иначе не взглянуть на свою деятельность и действительно перестать переписывать законы? Достаточно, что законодательной инициативой обладают многие государственные органы. Пусть они и пишут. Парламентариям достаточно только нажимать кнопки, одобряя новые законы. Ведь они порой их принимают даже без обсуждения. Главное, не путать «за» и «против». А то в прошлом созыве периодически звучали заявления законотворцев, что они поняли, как нужно голосовать и случайно «ошибались».
Можно учесть и изменения в системе формирования парламента. Депутаты уже громко заявляли, что поскольку их теперь избрали в определённых округах, то им нужно решать вопросы жителей именно своих округов. Пусть этим и занимаются, проводя больше времени на местах. За это их народ будет ценить и уважать. Ещё известно, что депутаты любят ездить по заграницам. Их безмерно радуют поездки в дальние и не очень страны, за которые не нужно платить из собственного кармана. Пусть чаще путешествуют. Не зря же они бились за депутатские мандаты. Правда, иногда они всё же усердно стараются проталкивать законы, за которыми скрывается лоббирование чьих-то интересов. Это мы тоже раньше наблюдали.
Выслушав обиды законодателей, министр заверил, что никакого нарушения их прав не будет. Каждый парламентарий при желании так же, как и раньше, сможет писать свои законопроекты, изменяющие кодексы. Но принимать их можно будет не каждую неделю, а только раз в год. Для этого будет формироваться единый нормативно-правовой акт со всеми предлагаемыми поправками.
В результате, недовольные предложением Минюста избранники громко заявили, что с такими идеями правительства скоро прозвучат заявления, что нам депутаты не нужны, пусть расходятся. Идея интересная. Тем более, что не так давно предыдущий созыв сам себя распустил и никто, как они уверяли, их об этом не просил. Всё решили сами.
Пообсуждав предложение Минюста, депутаты посчитали, что не нужно законопроект сразу «рубить». Они заявили, что документ требует доработки. После чего просто сняли его с повестки дня.
Александр НИКСДОРФ.
Фото www.




