Жителей страны власти уже почти приучили, что каждый год 1 мая стоимость электроэнергии повышается. Если в 2025 году тариф подпрыгнул почти на 24 процента, то в последующие годы рост будет «всего» на 20 процентов. Все это воспринимают без ропота и с пониманием. Энергетической отрасли нужны деньги.
Чтобы ни для кого очередное повышение стоимости света не было сюрпризом, в постановлении кабмина республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2025-2030 годы», принятом в конце апреля прошлого года, прописано, что с мая 2026 года граждане станут платить за киловатт электроэнергии 1,64 сома. Дальше — больше. В итоге, в мае 2030 года электричество подорожает относительно ныне действующего тарифа в 2,5 раза. Примерно также, скорее всего, подешевеют и наши деньги.
Но о тарифах пошла речь, поскольку, получив счета на электроэнергию после последнего повышения, граждане, проживающие в многоэтажных домах, отметили, что за так называемое освещение общего пользования их заставили платить почти в два раза больше действующего тарифа – по 2,60 сома. Почему? В энергосбыте объяснили, что таков тариф. Поначалу мы пытались сами разобраться в этом. Посмотрели таблицу действующих тарифов. Увидели, что по 2,60 сома граждане должны платить за электроэнергию, если она превышает лимит в 700 киловатт. Но у абсолютного большинства жителей многоэтажек, отапливающихся централизованно от ТЭЦ, а не электрокотлами, никак семь сотен киловатт в месяц не выходило.
В непонятках мучались долго, пока специалисты не порекомендовали почитать «Инструкцию по применению тарифов на электрическую энергию». В ней авторы документа в пункте 28 главы 5 написали: «Для жителей коммунального сектора плата за потребление электроэнергии общего пользования (прожекторы, фонари, лампочки, освещающие подъезды и подъездные входы, наружное придомовое освещение, подъездное освещение, повышающие и понижающие насосы, бойлерные, вентиляция, дымоудаление, лифтовое электропотребление и другие приемники электроэнергии общего пользования, подключенные к внутридомовым сетям) производится по тарифу в размере, указанном в подпункте 2 пункта 1 приложения 1 к ССТП». А этот пункт как раз про «потребление свыше 700 кВт.ч в месяц». Связь между этими пунктами я, признаюсь, не уловил. Но я ведь не энергетик, поэтому подобные выкрутасы понять не могу. Правда, при мизерном потреблении электроэнергии в маленькой квартире сомов на тридцать каждый месяц я плачу больше. А в масштабах страны сколько наберётся? Как когда-то говорил сатирик, «сумасшедшие деньги».
Тем не менее возник простой и естественный вопрос: почему к общему освещению решили применить именно такой тариф? Поскольку конкретного автора у документа нет (по крайней мере, его не сообщают, ведь постановление кабмина — труд многих ответственных товарищей Министерства энергетики), то ответ, летящий с чиновничьих высот, может быть только один, причём классический – «потому». Потому что хочется собирать с граждан больше денег. А как этого добиться? Только применением более высоких тарифов. И не нужно здесь ничего объяснять. Кто не понял, может ещё раз прочитать ответ, который всё равно ничего не прояснит.
В мае, который наступит чуть более чем через три месяца, тариф в 2,60 сома тоже подрастет. Конечно, не на 20 процентов, как основная оплата за электроэнергию, а всего на «размер инфляции, к которому прибавят ещё 3,5 процента». Также подорожает электроэнергия и для всех остальных – и производственников, и социальных, и коммерческих потребителей. Вслед за электроэнергией повысится стоимость всех товаров и вырастут тарифы на коммунальные услуги. И начнётся новый виток инфляции, от которой, надо признать, спасения нет.
Александр НИКСДОРФ.
Коллаж www.




