Не прошло и двух месяцев, как президент республики вместе с министром строительства, мэром Бишкека и другими уважаемыми товарищами дал старт строительству крупного инфраструктурного проекта «Алтай». По плану масштабный жилой и социальный комплекс должен раскинуться на 234-х гектарах некогда плодородных поливных земель, располагавшихся в пригороде столицы — в районе объездной дороги недалеко от строящегося Ошского рынка.
Здесь планируется возвести 1551 пятиэтажный дом, в которых будут 34 тысячи квартир различной планировки. Для будущих новосёлов обещаны даже парковочные места на 34 500 автомобилей. Практически на квартиру придётся по стоянке. Не всем новосёлам в столице нынче так везёт. В целом общая площадь застройки превысит миллион квадратных метров. Ожидается, что квартиры здесь купят работники будущего рынка, на котором десять тысяч торговых мест, чтобы на работу было недалеко добираться. Да и для остальных жителей базар окажется под боком. Все окажутся довольны. Только непонятно, зачем при таком большом прибазарном городке ликвидировать нынешний Ошский рынок?
За реализацию действительного грандиозного проекта взялась строительная компания «Кут». Кто проектировал этот городок — нигде не говорится. Возможно, проектировщиков обуяла скромность. Не желают они излишней славы, тем более что горожане, увидевшие проект, отметили, что дома в будущем районе буквально утрамбованы один около другого, словно контейнеры на базарной площадке. Хотя, наверное, только так и можно было экономно использовать полученную территорию. При этом, как можно заметить на большом плане, ни у одного из домов нет ни двора, ни спортивных и детских площадок. Всё это, надо полагать, нынешние застройщики посчитали «архитектурными излишествами» – ненужным расточительством – и категорически отказались от них. О нахождении парковочных мест тоже особо не распространялись. Минстрой нынче рекомендует сооружать их под домами – для этого нужно на один два уровня закапываться под землю. Кстати, эти места продаются отдельно.
Сейчас строители взялись за рытьё котлованов сразу для десятков домов. И тут нарисовалась чудная картина — на поле появились ровненькие продолговатые ямы, заполненные грунтовыми водами. Хоть уток с гусями разводи. То, что в Бишкеке ниже проспекта Жибек Жолу весьма высокий уровень залегания подземных вод, знают, пожалуй, все. И не только строители. Граждане, владеющие в тех районах даже одноэтажными домами, жаловались, что у них в погребах постоянно стоит вода. Самим им избавиться от этой напасти проблематично. Нужно воплощать определённые технические решения. Специалисты говорят, что для снижения уровня грунтовых вод требуется использовать открытый или закрытый дренаж, сооружать специальные колодцы с насосами, создавать водосборные пруды. Есть и более сложные методы, требующие дополнительных затрат.
Фотографии с десятками «бассейнов» быстро распространились по социальным сетям. Естественно, стали появляться всевозможные отклики разного уровня экспертов – от многочисленных «диванных» до людей весьма знающих. Например, президент Академии наук Канатбек Абдрахматов, возглавляющий Институт сейсмологии, написал: «То, что там грунтовые воды очень близко к поверхности, известно со времен царя Гороха. Возведение там объектов требует особых инженерных решений, чтобы избежать грунтовых просадок и т.д. Странно, что такое грандиозное строительство не было согласовано с институтом сейсмологии НАН КР. Расположение указанного комплекса опасно с точки зрения сейсмичности – при сильном землетрясении возможны «гидравлические удары». Далее он напомнил о Кеминском землетрясении 1911 года, при котором в эпицентре недалеко от села Новороссийка из-под земли ударил фонтан высотой около восьми метров. При Сарыкамышском землетрясении 1970 года в долине реки Каракол около музея Пржевальского гидравлический удар разрезал фундамент строящегося завода как лист бумаги!
На это строители заявили, что до начала работ провели геологические исследования, в ходе которых изучили уровень грунтовых вод и состав почвы. Поэтому для отвода воды собираются построить дренажную систему. Исходя из всего сказанного, застройщик утверждает, что оснований для беспокойства у покупателей нет. Всё будет хорошо!
Что ещё могут написать строители, у которых замаячила возможность остановки продаж будущего жилья? Правда, хотелось бы понять, почему о дренаже не позаботились до начала земляных работ? Или надеялись, что он не понадобится? Ведь водники в последние годы твердили, что в Чуйской области проблемы не только с поливной водой, получаемой из рек, текущих с гор, но и с малыми объёмами грунтовых вод. Они говорили, что им приходится делать весьма глубокие скважины, поскольку под землёй воды всё меньше. Застройщик рассчитывал на подземное маловодье? А влага преподнесла неприятный сюрприз. Взяла да появилась.
Ещё до всей шумихи с затопленными котлованами компания сообщила, что начала продажу квартир по невысокой стоимости, и толпы бездомных граждан понесли строителям деньги. Говорили, что без отделки квадратный метр обойдётся в 900 долларов. Практически также, как и в других районах города. Из какого расчёта определялась стоимость квадрата в этих домах? Учитывали при этом дополнительные расходы на сооружение дренажа или нет? А может быть, все инженерные штучки, которые обещают потом сделать, ничего не стоят?
Ознакомившись с информацией, набирающей распространение в социальных сетях, Минстрой был вынужден прокомментировать возникшую ситуацию с начавшимся строительством. В ведомстве подробно написали практически то, что уже заявляли строители. Сообщили, что высота домов, исходя из инженерно-геологических особенностей участка, ограничена пятью этажами. До начала работ всё было тщательно изучено. Предусмотрены соответствующие инженерные решения с устройством дренажной системы и отводом грунтовых вод. Верим, что подготовка проведена замечательная, но опять хочется спросить: где воплощения решений?
Естественно, не удержались в министерстве и от ответа господину из института сейсмологии. В строительном ведомстве подчеркнули, что жилой городок «Алтай» относится к категории малоэтажной застройки, а вопросы сейсмической безопасности были полностью рассмотрены их собственными профильными департаментами. А поскольку в них работают специалисты, то строителям ничего согласовывать с академическими сейсмологами не требуется. И вообще, твёрдо заявили министерские чиновники, мнение президента НАН КР Каната Абдрахматова не соответствует действительности. Поэтому Минстрой призвал граждан доверять официальной, то есть, только их информации, и не поддаваться паническим настроениям. И вообще, в этом районе «ранее и в настоящее время реализуются и другие крупные строительные проекты, в том числе новые Ошский рынок и автовокзал, а также возводятся пятиэтажные жилые дома. Подобные четырех- и пятиэтажные здания, построенные в советский период, эксплуатируются здесь до настоящего времени».
К. Абдрахматов спорить не стал: просто напомнил: «5 октября 2008 года в Алае произошло сильное землетрясение. Его потом назвали Нуринское, потому что оно произошло прямо под селом Нура. Под развалинами погибли 85 человек, из них 37 детей. Это село стояло там испокон веков и ничего такого не происходило. А в 2008 году произошло. Такова воля Аллаха! Люди не знали, что там строить опасно. Им никто не сказал. И даже если бы сказали, они всё равно бы там жили. Потому что они жили там всегда! Хоть опасно, но жить все равно надо!
А сейчас человечество сильно продвинулось вперед. Но всё равно люди строят там, где опасно, где могут произойти землетрясения, где могут сойти оползни, камнепады и сели, где земля, насыщенная водой, может просто расползтись под зданием (называется плывуны) или же осесть под тяжестью здания, потому что оно построено на просадочных породах.
А мне говорят не надо сеять панику, все хорошо. Да, хорошо. Пока. До поры, до времени. Но это «пока» может внезапно смениться словом «поздно!» Думайте, прежде чем что-либо строить, люди!»
Здесь впору вспомнить старый популярный анекдот, закачивающийся фразой «думать некогда, прыгать надо».
P.S. Специалисты признают, что вопросы гидрогеологии стоят в республике довольно остро. Профессиональных, опытных гидрогеологов и геологов в республике крайне мало. К тому же появилась информация, что кафедру гидрогеологии и инженерной геологии в КГТУ с будущего года закрывают. Объясняют отсутствием желающих приобретать эту профессию. Так что собственные кадры больше растить не будут.
Александр НИКСДОРФ.
Фото www.




