Министерство просвещения, отчитываясь о работе за 2025 год, сообщило, что за этот период в республике возвращено в государственную и муниципальную собственность 25 зданий детских садов, которые ранее были приватизированы. Особо подчёркивается, что давняя процедура приватизации была проведена незаконно.

Улица Московская, 19.

Подобные реляции могут только радовать. Правда, после массового возврата (или отъёма?) крупных и мелких объектов общественность озадачилась вопросом, как именно власти определяли законность некогда проведённой процедуры, со времени которой прошло несколько десятков лет. Только по фамилии владельца имущества, которое возвращают государству, или по иным признакам?

Видя, что происходит с реприватизацией, депутаты прошлого состава парламента, хотя большинство заседает и нынче, говорили о необходимости остановить этот процесс. Они даже предлагали рассмотреть законопроект об амнистии всех владельцев имущества, полученного неважно какими путями. Коли когда-то люди смогли его получить, то не нужно это пересматривать. Избранники хотели раз и навсегда закрепить право собственности за их нынешними владельцами.

Вопрос пока не решён и повис в воздухе. Вернутся ли к нему? Ведь в кабинете министров считают, что к вопросам приватизации нужно относиться аккуратно, тщательно рассматривая каждый объект. При этом говорят, что нельзя допустить, чтобы возможная амнистия бывшего госимущества включала детские сады, школы, объекты культуры. Можно представить какой был разгул приватизации, если ГКНБ чуть ли не еженедельно сообщает о выявлении новых фактов незаконного захвата государственной или муниципальной собственности. Можно не сомневаться, что тому процессу способствовали разного уровня чиновники, которые творили это совсем небескорыстно.

Недавно, проходя по улице Московской, увидел заброшенное на вид здание детского сада. Поверх ограды была натянута колючая проволока «егоза», которой обычно «украшают» тюремные заборы. Судя по неубранной территории, здесь давно никто не обитает. Однако охранник находился на посту. Когда он выглянул, я спросил, что сейчас располагается в здании? Ответственно несущий службу гражданин ответил, что офис. Однако заметил, что его хозяева скорее всего в отъезде. Никто из работников давно не появлялся. Но он следит за порядком.

Удивило, что муниципалитет, выискивающий старые здания детских садов для возвращения в них малышей, до сих пор не поинтересовался, почему здесь пусто. Наверное, переложили сию процедуру на чекистов и ждут, когда те возьмутся за проверку давней процедуры купли-продажи.

Улица Шопокова, 121. Здесь был детский сад.

Ещё один детсад мог появиться на улице Шопокова прямо напротив ЦУМа. Само здание его владельцы недавно сломали в надежде, что никто не обратит на это внимания. Как говорят работники силовых органов «нет тела – нет дела». В данном случае несколько переиначив эту фразу, видимо, надеются, что «нет объекта – нет и предмета для разговоров». Однако жители дома, во дворе которого этот детсад находился ещё в советские времена, увидев, что происходит, и узнав, что на освободившейся территории собираются возводить 14-этажный отель (если, конечно, планы бизнесмена, прихватившего в своё время этот участок, не изменились), обратились с письмом к главе ГКНБ.

Они просят Камчыбека Кыдыршаевича обратить внимание на складывающуюся здесь «тревожную ситуацию». Люди пишут: «Земельный участок социального назначения используется под коммерческую застройку без должной прозрачности, публичности и общественного контроля. В условиях острой нехватки дошкольных учреждений в центре города, а также проводимой на государственном уровне политики по возврату и восстановлению социальных объектов, подобное использование земли противоречит общественным интересам и принципам социальной справедливости». Также они сообщают, что по имеющейся у них информации, застройщиком является гражданин Тюлеев Н.Т.

Авторы заявления, под которым подписались несколько десятков человек, просят провести всестороннюю проверку законности строительства на указанном участке, дать правовую оценку действиям (или бездействию) должностных лиц, допустивших данную ситуацию. Также жители надеются, что будут приняты меры по приостановлению либо прекращению строительства в установленном законом порядке. И, как подчёркивается в письме, требуется обеспечить защиту объекта социального назначения и использовать его в интересах детей и общества.

Детский сад «Золотой ключик» на 320 мест с зимним садом на улице Токтогула. На его месте сейчас стоит ТЦ «Весна».

Напомним, что ещё в 2024 году мы писали о ситуации с этим объектом, когда здание ещё стояло. Но на это городские власти не обратили внимания. Весной прошлого года Нариман Тюлеев, начав строительство подземных магазинов на проспекте Чуй, заодно в зону строительства включил и этот двухэтажный объект. Его быстро снесли, участок расчистили и стали его использовать в качестве подсобной территории.

Сейчас здесь усердно копают котлован под будущую многоэтажку. Экскаватор уже зарылся довольно глубоко. Причём, по задумкам хозяина объекта, подземелье отеля будет соединено с подземным паркингом, сооружённым под проезжей частью улицы Шопокова.

Обратят ли чекисты внимание на уничтоженный Тюлеевым ещё один детский сад или нет? Пользователи социальных сетей сейчас выставляют фотографии и адреса некогда существовавших детсадов, на месте которых неутомимый строитель возвёл торговые центры и жилые дома.

После того, что Нариман Ташболотович творит при строительстве Old Bishkek и столичные власти, несмотря на возмущения горожан, только хлопают глазами, кажется, что ему позволительно делать всё, что он захочет.

Александр НИКСДОРФ.

Фото автора.