Депутаты Жогорку Кенеша в последние дни весенней сессии приняли пакет изменений и дополнений к конституционному Закону КР «О государственном языке».

 

Узнав о законодательных новшествах, многие русскоязычные граждане республики испытали весьма неприятное потрясение. Особенно их шокировали заявления депутатов, что теперь у незнающих кыргызский язык будут не только проблемы с устройством на работу, но их ещё и за незнание штрафовать будут.

Через некоторое время в Бишкеке прошёл круглый стол, на котором представители общественности, академических и экспертных кругов обсудили вопросы «законодательных механизмов сбалансированной языковой политики республики». Там же прозвучал вопрос: «Штрафовать или развивать?» Участники встречи твёрдо заявили, что проводимые языковые реформы не отвечают интересам государства и ущемляют права как минимум полутора миллионов граждан республики. Странно, что этого не понимают законодатели. Хотя, стоит ли удивляться? Ведь в нынешнем составе парламента полностью отсутствуют русскоязычные граждане, а представителей национальных меньшинств всего 5,5 процента, притом что должно быть не менее 15 процентов.

Участники круглого стола направили обращение президенту Садыру Жапарову, в котором написали, что большая часть поправок, инициированных Национальной комиссией по госязыку, не только не получила понимания и поддержки в обществе, но и вызвала множество критики в социальных сетях и СМИ, поскольку новые языковые инициативы существенно сокращают возможности применения официального языка в общественно-политической, образовательной, правовой и других сферах жизнедеятельности Кыргызстана.

И это несмотря на то, что в последнее время в Кыргызстане растет социальный запрос на изучение русского языка, что подтверждается проведёнными в республике исследованиями. К тому же кабмин планирует открытие новых образовательных учреждений, где преподавание будет вестись на русском языке. Не стоит забывать, что сейчас при содействии Российской Федерации готовится строительство девяти школ во всех областях Кыргызстана. На этом фоне принятые парламентом новые правовые нормы в языковой политике вступают в явное противоречие с государственными инициативами в сфере образования.

В Кыргызстане русский язык имеет конституционный статус официального языка. И, как заявил глава государства, этот статус меняться не будет. Но принятый депутатами пакет из 18 законопроектов о внесении изменений и дополнений в языковую политику не только противоречит ключевым положениям Конституции в сфере использования официального языка, но и создает условия, в которых государство не сможет гарантировать реализацию всех гражданских прав населению.

Радикальная  языковая  реформа, предлагаемая Нацкомиссией по госязыку, затронет банковские, нотариальные, судебные, уголовно-процессуальные, административно-правовые и многие другие процессы, включая сферу услуг и туризм, в которых участвуют граждане нашей страны. Непродуманная языковая политика может также негативно отразиться на реализации конституционных прав граждан на участие в выборных процессах.

Учитывая общественно-политическую чувствительность к языковым вопросам в нашем многонациональном государстве, широкий общественный резонанс вокруг инициативы Нацкомиссии по госязыку о внедрении новых языковых норм, а также осознавая, что эта инициатива не способствует развитию кыргызского языка, участники круглого стола попросили президента наложить вето на законопроект, который вступает в явное противоречие с Основным законом нашей многонациональной республики.

ххх

Пока глава государства не принял никаких решений по этому вопросу. Зато с некоторыми комментариями в студии «Спутник Кыргызстан» выступил председатель Национальной комиссии по госязыку Мелис Мураталиев. Он заявил, что граждане неправильно поняли внесённые изменения в ряд законов, в той или иной степени связанных с госязыком.

Главное, что он отметил, никаких запретов на работу для незнающих кыргызский язык в стране нет! Также Мураталиев сказал: «Кто-то предположил, что граждан, не владеющих госязыком, будут штрафовать. Ничего подобного. Это просто неправильная интерпретация и неверное толкование законов, озвученных на заседании Жогорку Кенеша».

Странно, конечно, что даже депутаты могут неправильно понимать принимаемые ими законы. Что же тогда говорить о тех, кто должен их исполнять? Так и хочется спросить: «Почему нельзя так писать законы, чтобы не было их двоякого толкования?»

Глава Нацкомиссии пояснил, что они действительно предлагали ввести нормы ответственности в отношении государственного языка. Даже изначально написали требования к юридическим и физическим лицам. Однако в ходе, как заметил Мураталиев, бурных обсуждений, некоторые депутаты почему-то решили, что по закону, если физическое лицо не знает языка, то его будут штрафовать. «Но это не так! В проекте мы писали примечание, что норма штрафов не касается требования знания языка, – пояснил он. – В результате обсуждений требование к физлицам убрали».

Далее чиновник пояснил, что речь про штрафы идет исключительно в отношении нарушений или неисполнений положений закона. Он заявил: «Например, если гражданин не владеет государственным языком, это не считается нарушением. Но если гражданина, не знающего госязык, принимают на государственную службу, это уже нарушение со стороны организации. То есть в нарушении закона виноват не конкретный человек, а организация».

Великолепная казуистика! Стало ли русскоязычным гражданам, ищущим работу, легче после услышанных пояснений? Вряд ли. На работу человека всё равно не примут, поскольку трудно будет найти руководителя, который захочет быть оштрафованным.

И тут ничего не поделаешь. Законы такие! К тому же мы знаем, что депутаты утвердили огромный список должностей, на которых не должен работать человек, не знающий кыргызский. Среди них не только большие чиновники, судьи, адвокаты, работники всех госструктур, а после внесённых поправок ещё и депутаты всех уровней. Но к таковым причислены и все поголовно врачи с учителями. Если власти тупо начнут штрафовать директоров школ или главврачей, наказывая их за наличие в штате людей, не знающих госязык, то очень скоро ни в больницах, ни в школах таких работников не останется. Неужели законодатели этого и добиваются? При этом мы слышим о нехватке тех самых медиков и педагогов. Но это, по большому счёту, скоро никого волновать не будет. Главное, соблюдать закон! Правда, в Нацкомиссии утверждают, что если специалисты без госязыка очень нужны той или иной организации, в таком случае руководство должно создать им условия для изучения языка. Иначе им там не работать. И тут Мураталиев произнёс: «учителей, не знающих кыргызский язык, уволить не могут, но не могут и оставить». Как будут директора выкручиваться из такой ситуации? В скором времени станет ясно.

Также Мураталиев пояснил: «Юридическим лицам в случае нарушения сначала выносится предупреждение, а при повторении назначаются штрафы. У нас нет цели штрафовать и собирать деньги. Речь идет  только об отношении к закону. Ведь если закон нарушается, то надо нести административную ответственность. В Кодексе о правонарушениях много статей, но отдельной нормы, касающейся государственного языка, нет. Лично у меня сложилось мнение, что, возможно, именно поэтому государственный язык долгое время не развивался на должном уровне, не было мер ответственности. Закон о государственном языке был принят в 1989 году, затем пересмотрен в 2004-м. В 2023 году его утвердили уже как Конституционный закон. Однако ни одна из редакций не предусматривала ответственность за нарушение или неисполнение его норм».

Теперь, если президент подпишет принятые депутатами поправки в Кодекс, за неисполнение требований законодательства о государственном языке для юридических лиц предусмотрен штраф в размере 17 тысяч сомов.

Что остаётся русскоязычным гражданам, так и не выучившим кыргызский язык? Только дожидаться решения главы государства.

Александр НИКСДОРФ.

Фото 24.kg.