Недавно в соцсетях, а это нынче главный источник информации, появились предположения некоторых граждан, что у Кыргызского национального академического театра оперы и балета отбирают хозяйственные помещения.
То, что у кого-то что-то отбирают, в последнее время вообще перестало удивлять. Если у одних отбирают, значит другим, имеющим власть и влияние, это нужно. И совсем не обязательно, чтобы этими другими были сами большие начальники. Достаточно, чтобы у них имелись влиятельные друзья.
Так что же со зданием хоздвора театра? Если кто не знает, подскажу, что это строение находится на улице Суюмбаева (чтобы проще было сориентироваться, эта та, которую в народе зовут Карпинка) на пересечении с улицей Огонбаева. Здание довольно большое. Помещения просторные. Правда, половину уже забрали. Отремонтировали. Теперь у здания стало как бы два фасада. Один обновлённый и чистенький. Второй, как после страшных годов лихолетья и разрухи – не коснулась его кисть маляра.
Поначалу сотрудники театра – невидимые зрителю герои, которые сами на сцене не выступают, но результаты их трудов на ней зримо присутствуют, стали говорить, что землю под зданием, а значит и его тоже, отдали кому-то в пользование на 49 лет. Граждане без тени сомнения стали рассуждать, что на этом месте будут строить очередную элитку. Не под школу же или детский сад отдадут участок. Даже шептали, что уже нашёлся некий иностранный инвестор, который приходил сюда и смотрел помещение.
Тут важна ремарка. Хоздвор стоит в этом районе с советских времен. Здание очень большое. Много лет здесь делали крупноразмерные декорации, шили обувь, мастерили реквизит для спектаклей оперного, да и других театров. Но годы идут, всё меняется и здание стало хиреть. Одну половину, как уже было сказано, отдали, а вторая сейчас выглядит весьма жалко, даже окон целых осталось немного. Знаю, что руководство оперного театра не раз пыталось решить вопрос со зданием. Ведь содержать такое огромное помещение для учреждения культуры накладно. Говорят, что пробовали сдавать в аренду. Однако быстро поняли, что с такой инициативой можно попасть под уголовную статью – площади-то не частные.
Пока народ рассуждал что до как, гендиректор театра Муратбек Бегалиев заявил, что, несмотря на непрезентабельный внешний фасад, здание сейчас используется по назначению. В нём создают декорации и реквизит не только для их театра, но и для филармонии, Кыргызского драматического театра. Директор подчеркнул: «Здание не продано. Но тут будет один проект. Какой именно — не скажу». Когда руководители начинают говорить загадками, сразу появляется подозрение, что за этим что-то кроется.
В апреле появилось сообщение, что театр подписал меморандум о сотрудничестве с испанской компанией Global Showtime Services S.R.L. Соглашение, как было отмечено, направлено «на установление и развитие двусторонних контактов и сотрудничества в сфере культуры и искусства между Кыргызской Республикой и Королевством Испания». Практически межгосударственный уровень.
Документ подписали всё тот же Бегалиев и владелец, генеральный менеджер и единоличный администратор компании Хосе Мануэль Тахада Регидор, известный под творческим псевдонимом Testi. Соглашение предполагало содействие в создании совместных постановок спектаклей, концертов и культурно-развлекательных программ, организацию обменных гастролей и концертов творческих коллективов, обмен опытом и специалистами, подготовку кадров. И много ещё чего, речь даже шла о книгоиздательском деле и формировании библиотечных фондов. Прошло не так уж и много времени, но пока о совместной деятельности директор не сообщил. Правда, появилась информация, что испанец снял офис в здании, где располагается Минкультуры. Так, может быть, иностранного товарища всё-таки здание заинтересовало? Но это неизвестно.
Буквально на днях первый заместитель министра культуры и информации Союзбек Надырбеков сообщил, что хоздвор в этом помещении больше располагаться не будет. На этом месте ожидается строительство. Кто бы сомневался, что так и будет?
Надырбеков заявил: «На уровне кабинета министров принято постановление о передаче этого земельного участка государственному сотовому оператору Mega, который построит там что-то вроде медиацентра. Но это не значит, что земля кому-то продана. Она остается в собственности государства. Причём на этом месте высотного строительства не будет».
Дальше первый зам отметил, что театр без хоздвора не останется. И на том спасибо. Тем более, что подобное даже трудно представить, если, конечно, Министерство культуры не решило театр угробить. Чиновник сказал: «Мы с Госагентством по управлению госимуществом смотрели несколько зданий в городе. Но они не подходят под специфические требования. Возможно, будет выделена земля и для нужд театра построено новое здание. Пока не будет найдено соответствующее помещение, хоз-двор будет находиться и работать по прежнему адресу. Потому что найти помещение в соответствии с условиями для театра тяжело».
Хотелось бы всё-таки понять логику министерских работников. Если трудно найти походящее здание для театральных мастерских, так, может быть, и не нужно искать? Не проще ли привести в порядок существующее? Но это, надо полагать, даже не обсуждается. Ведь уважаемым и денежным товарищам из Mega, безусловно, хочется урвать землю рядом со своим головным офисом. Не знаю, какой медиацентр им понадобился, но можно не сомневаться, что, заполучив землю практически в центральной части города, они сумеют ею выгодно распорядиться. И уверения замминистра, что там не будет высотного здания, ровным счётом ничего не значит. Кто его будет спрашивать, что там строить?
Думается, что нынешние чиновники уверены, что подсобное для театра здание можно соорудить где-нибудь на окраине города. Тем более, что при нынешнем расширении столицы в ней ещё уйма незастроенных полей.
Р.S. На прошлой неделе председатель кабмина Адылбек Касымалиев, передавая Министерству культуры, информации и молодежной политики новый автотранспорт, заявил, что в последние годы ведётся активная работа по развитию сферы культуры. В утвержденном бюджете на 2025 год на неё предусмотрено три миллиарда сомов. В настоящее время во всех регионах страны улучшается инфраструктура объектов культуры.
Если бы из обещанных миллиардов что-нибудь перепало Театру оперы и балета, возможно, заведение и обновило бы свою хозяйственную часть. Но, как видим, всё уже решено. Нынче земля в городе становится всё ценнее.
Александр НИКСДОРФ.
Фото автора.