С появлением автобусов в Бишкеке городские власти ввели карты оплаты «Тулпар» для пассажиров. Вскоре после этого в автобусах стали работать контролеры компании «Тулпар», чья задача — выявлять безбилетников. В ярких жилетах с надписями «Тулпар», с нагрудной видеокамерой, аппаратом, ручкой и кипой бумаг — так экипированы контролеры, которых пассажиры новых автобусов видели хотя бы раз. И если раньше пассажиры не воспринимали контролеров всерьез, то сейчас ситуация меняется. Каждый вторник и четверг сотрудники мэрии, Департамента транспорта, контролеры и милиционеры проводят рейды, в ходе которых штрафуют «зайцев».
О плюсах и минусах работы контролера рассказала Азиза Раззакова.
— Азиза, расскажите, пожалуйста, как начинается рабочий день контролёра?
— Работа начинается в 9 утра и заканчивается в 18.00 вечера. Я захожу в автобус, вбиваю номер автобуса в свой аппарат, и система тут же показывает, сколько было оплачено безналичными средствами. Эту информацию я и проверяю. Перед тем, как начать проверку, я предупреждаю пассажиров, что идёт проверка. Оплатившие проезд картой «Тулпар» прикладывают свою карту к моему аппарату. Он показывает, прошла ли оплата: если да — появляется зеленая галочка, если нет — красный крест. Оплатившие через QR-код показывают чеки на своём телефоне, расплатившиеся наличными должны предъявить билет.
— Ясно, что контролёр может с легкостью проверить оплату проезда картой «Тулпар» или наличными. Но как проверить чек в телефоне, если человек мог оплатить в другом автобусе и показать старый чек?
— У каждого автобуса есть свой специальный QR-код, и мы сверяем чеки пассажиров, которые они нам показывают с QR-кодом автобуса, и смотрим обязательно на дату.
— Сколько безбилетников в день обычно выявляете? Какие ещё нарушения совершают пассажиры?
— В моей практике было выявлено 5 безбилетников. Обычно они начинают винить во всем технические неполадки, связь, интернет и другое. Когда мы сталкиваемся с такими пассажирами, мы просим оплатить проезд. Если же этого не происходит, то обычно просто высаживаем из автобуса. Сейчас нет такого, но мы заполняем протокол. Сами контролеры не имеют права штрафовать. У компании «Тулпар» есть три вида карточек для граждан: это обычные синие карточки, которыми может воспользоваться каждый; красная карточка пенсионера по возрасту или по здоровью; третья — школьная карточка стоимостью 365 сомов. Бывает так, что бабушки и дедушки одалживают свои карты друзьям, родственникам из пригорода, в таком случае мы имеем право изъять карту пенсионера от компании «Тулпар». Есть родители, братья, сестры, которые пользуются школьными картами детей.
— Если пассажир оплатил наличными, а у водителя автобуса нет билетов, кто виновен в этом случае?
— В таком случае мы не виним пассажира, но тут возникают вопросы к водителю.
— Приходилось ли Вам сталкиваться с грубостью со стороны пассажиров?
— Да, у нас работа такая — каждый день сюрпризы. Нагрудная записывающая камера защищает нас от пассажиров в случае их неадекватного поведения или какого-либо нарушения с нашей стороны. В основном у нас народ любит рассуждать о своих правах, давать советы, самые агрессивные могут нецензурно выражаться… В моей работе было и такое, что телефон из рук чуть не вырвали, когда я снимала пассажира, нарушившего правила поведения в общественном транспорте. Сейчас таких людей меньше встречается, люди привыкли к контролерам и относятся с пониманием к нашей работе.
— Если попадаются пассажиры-иностранцы, как Вы им объясняете, что нужно показать чек?
— Я сама по профессии лингвист, изучала в университете английский язык, какое-то время работала переводчиком. Поэтому для меня несложно попросить иностранца предъявить чек, наоборот — даже радуюсь, что практикую язык.
— Не тянет снова в свою профессию?
— У меня есть возможность вернуться в свою профессию, но, знаете, пока не тянет. Я, благодаря работе контролера, убрала барьер перед публичными выступлениями, перестала стесняться, могу заговорить с любым человеком в автобусе.
— Не воспринимают ли пассажиры контролёров как неких сотрудников, которые должны контролировать поведение людей в автобусе?
— Я призываю пассажиров уважать друг друга, могу попросить молодёжь уступить место пожилым людям, беременным женщинам. Прошу водителя спустить пандус для человека в инвалидной коляске или для мам с детскими колясками.
— Бывает, что в автобусе человек в нетрезвом состоянии беспокоит других пассажиров. Что в таком случае может сделать контролёр?
— С такими людьми помогают разобраться сами пассажиры. Если человек агрессивный, неадекватный, то мы его просто высаживаем. Но водитель не имеет права не взять такого пассажира в салон.
Пока Азиза Раззакова рассказывала нам о своей работе, к ней подошла бабушка и попросила помочь разобраться с картой «Тулпар», на которой есть деньги, но оплата не проходит. Оказалось, у бабушки размагнитилась карта.
— Карты «Тулпар» желательно держать отдельно от ключей, других карточек с магнитами, чтобы они не размагничивались. Если это произошло, то нужно завести новую карту. У бабушки на карте было 163 сома, после получения новой карты «Тулпар» деньги автоматически переводятся на новую.
Некоторое время, как мы могли заметить, контролеров не было видно. Но недавно, после долгого перерыва, они вновь начали свою работу. И проверять оплату за проезд в транспорте они будут до тех пор, пока мы не станем добросовестными пассажирами.
Гюльзада ИТКАРАЕВА.
Фото автора.