Академик Турар Койчуевич Койчуев известен как видный ученый-экономист, который внес существенный вклад в социально-экономическое развитие нашей страны, активный государственный и общественный деятель. Но мало кто знает, что он реформатор, новатор и романтик – пишет стихи и небольшие рассказы. Сегодня мы предлагаем нашим читателям эксклюзивное интервью, которое Турар Койчуевич дал нашей газете.
– Мне часто приходят сны из прошлого, – рассказывает Турар Койчуевич, – снится Сары-Булак – мой родной айыл, расположенный у предгорья; отчий дом с большим садом, посаженный отцом; горы и холмики, на которых я играю с друзьями… Такие сны снятся, наверное, потому, что я всю жизнь храню в душе самые теплые и светлые воспоминания о детстве. Я решил учиться в городе. Родители не возражали. Жил я у тети Сейде и дяди Урманбека, который работал вторым секретарем Фрунзенского горкома партии. Учился в средней школе №5 имени Пушкина. Это была единственная кыргызская школа в столице. Сидел я за одной партой с Суйменкулом Чокморовым. Когда дядю перевели в Ош, я остался жить в интернате, который был при школе. Я тогда перешел в 8 класс.
– Турар Койчуевич, при всей серьезности Вашей деятельности в 1998 году Вы стали лауреатом премии Союза журналистов Кыргызстана. Что вдохновляет Вас на прозу и лирику?
– Любовь. Любовь к русскому языку мне привила моя первая учительница русского языка и литературы Лидия Иосифовна Голдовская. Смешно сейчас вспоминать, но мы – мальчишки, уже с третьего класса начинали влюбляться, писали девочкам стихи и послания, подражая прочитанным стихам известных поэтов. Это была красивая игра во влюбленность. Влюбленность была и в годы студенчества, много встреч, романтики, увлечений… До большой любви, конечно, не доходило, но влюблялся часто. В 1957 году у меня был круг друзей, которых я знал со школьной скамьи: Улан Эшмамбетов и Булат Минжилкиев занимались в хоровой студии театра оперы и балета, мечтали стать оперными певцами, Зарылбек Токтогулов – студент сельхозинститута, Акылбек Темиралиев учился в политехническом институте. Мы встречались, по-юношески «балдели», «стреляли» за девчонками, не пропускали веселых вечеринок. Мы слыли стилягами: все ходили в коротких узких брюках, в широкоплечих, разноцветных пиджаках, отращивали длинные волосы, носили туфли на толстой подошве и, конечно, танцевали твист, шейк и рок-н-ролл. Все это было, пока я не встретил свою единственную любовь – Гульсум, которая стала моей женой.
Мы с тобой – сентябрьские,
Оба по гороскопу – Девы.
Нашей любви пусть завидуют
Предки наши – Адам и Ева!
– Как Вы познакомились с Гульсум Абдынасыбовной?
– Это было 56 лет назад на осеннем балу в Кыргызском государственном университете. Ее я увидел сразу, она была со своей подругой, и пригласил на вальс. Когда возникает любовь, вряд ли кто задумывается, какой должна быть жена. Люди просто женятся. Она – единственная любовь всей моей жизни: жена, подруга, мать моих детей. Мы воспитали троих детей: Патрис – математик, окончил МГУ, Бахтияр – филолог, Мэрим – экономист, защитила докторскую диссертацию.
– Как Вы совмещаете творческую деятельность с наукой?
– Я и сам себе иногда удивляюсь. Вдохновение приходит в самый неожиданный момент. Сижу, работаю, и вдруг сами по себе начинаются складываться строчки, душа тянется к рифмам. Я записываю стихи на отдельной бумажке, откладываю в сторону и продолжаю работать. А к концу года, оказывается, столько написал, что это уже готовый сборник.
– Года два назад вышла в свет Ваша книга «Я – гражданин двух эпох». О чем она?
– Я действительно человек двух эпох. Родился, вырос, получил образование в СССР. Теперь живу в суверенном государстве, но при этом сохранил веру в людей, доброту, справедливость, честь и совесть. Эта книга является моей литературной автобиографией. В него вошли мои воспоминания о встречах с известными людьми, переписка с друзьями и письма к моим детям, документальные факты, ранее опубликованные стихи и рассказы, а также новые произведения.
– Теперь мне хотелось бы поговорить с Вами на более серьезные темы. На Ваш взгляд, взгляд экс-вице-премьер-министра по социальной политике, ученого, экономиста каково сегодня состояние экономики Кыргызстана?
– К сожалению, оно не вызывает оптимизма. Нет стабильности, устойчивых темпов роста. Не сложилась дееспособная система управления. Масштабы и динамика развития не радуют и в плане укрепления экономического потенциала, и в плане улучшения уровня жизни населения. Сегодня Кыргызстан потерял себя как промышленная, мобильно развивающаяся страна. Расслоение населения по имущественному положению не только сохраняется, но расширяется и углубляется. Социальная солидарность и социальное согласие не прибавляются, а это уже потенциальные «буревестники» революции.
– В бытность руководителем Центра экономических и социальных реформ Вы и ваш коллектив работали над программой «Комплексная основа развития экономики на 2001 – 2010 годы в Кыргызстане». Так почему же эта программа не сработала?
– А кто бы ее внедрял? Надо быть реалистом и признать, что в реальности надежды на оздоровление экономики не оправдались. Я был против шараханья и ратования за швейцарский, китайский, турецкий и японский пути развития. При экономической реформе необходимо учитывать традиции, менталитет, историю и культуру свой страны. Разработанная нами программа как раз и инициировала разработку ряда программ социально-экономического развития всей Чуйской области.
– Что, на Ваш взгляд, мешает государству развиваться?
– Надо осваивать природные ресурсы. Не хватает инвестиций, недостаточно уделяется внимания образованию, научно-техническому внедрению… Все эти проблемы есть во всех странах – как развитых, так и не в развитых. Но дело не в этом, а вот в чем – готово ли само общество к преодолению этих проблем? Для прогресса есть три причины. Первое – создать нормальную систему управления, где должны работать чистоплотные, честные профессиональные кадры. Вторая связана со зрелостью нации и народа в социальном мышлении и сознании. Пора прекратить клановую борьбу и политические интриги. У нашего общества еще не созрело чувство волевого, я бы сказал, созидательного патриотизма. Третья: в первые годы переходного периода, когда старое еще не ушло, а новое еще не определилось, те, которые стояли ближе к «кормушке», сами создали коррупцию. Сегодня это одна из жестких проблем, которая мешает нормальному возрождению общества. Вот основные причины: управление, кадры, клановая раздробленность и коррупция. Если искоренить эти причины, все остальные проблемы решатся сами по себе. К сожалению, к власти порою приходят корыстные политики, которые ставят свои личные интересы выше государственных. Я уже говорил, что надо менять формирование и структуру власти и кадры.
– Турар Койчуевич, а какой Вы видите выход из этого тупика?
– Выход всегда есть. Экономика государства в целом должна быть планомерно управляемой в отношении обеспечения взаимодействия секторов, но не с помощью «советского диктата», а законодательно определенного экономического механизма. Принцип хозяйствования экономических субъектов должен быть рыночным. Кыргызстан должен сохраниться как многонациональное государство, преодолеть устаревшие традиции и стать республикой социального согласия.
Нурия ШАГАПОВА.
Фото автора.