Государственное имущество – довольно часто употребляемое в разговорах людей словосочетание. Что же на самом деле оно в себе заключает, для чего нужно и какое отношение имеет к широкой общественности? На первый взгляд, все довольно понятно: это имущество, которым владеет государство, а поскольку его граждане это непосредственная составляющая государства, следовательно – наше с вами. Есть при правительстве небезызвестная структура, которая призвана управлять этим имуществом – Фонд по управлению государственным имуществом (ФУГИ). Оценку эффективности работы этого ведомства на прошлой неделе дали представители Антикоррупционного делового совета республики Нурипа Муканова и Иван Дробитько на пресс-сессии «Коррупция в сфере управления госимуществом или На кого работают ресурсы и активы страны», состоявшейся в Институте политики развития.

 

Чем владеем?

Со слов экспертов, фонд был создан для эффективного использования, управления и приватизации госимущества. Цели поставлены благие, с учетом того, что полученные деньги от управления госимуществом естественно должны пополнять государственную казну. Как все происходит в действительности, затрудняются ответить даже эксперты. Ведь, если начать с самого простого, то наше многострадальное государство за 22 года независимости так и не знает количества того, чем владеет.

— По данным ФУГИ, в республике сейчас 53 госпредприятия, минюст называет 153, по данным статуправления свыше тысячи, – говорит Иван Дробитько.

— В прошлом году на заседании Жогорку Кенеша по противодействию коррупции ФУГИ предписали сделать инвентаризацию, чтобы узнать, сколько у нас госсобственности, – поделилась Н. Муканова. – Необходимо, чтобы эта информация была открытой и общедоступной, например, на сайте ведомства. На сегодня ни сам фонд, ни гражданское общество не знают, сколько у нас объектов, принадлежащих государству. Если говорить об акционерных обществах, то сколько процентов акций принадлежит государству, например, в энергосекторе? Заседание ЖК было в ноябре прошлого года. Порученную работу должны были выполнить к началу нового, но, к сожалению, результатов нет по сей день.

 

Функции прописали. Кому выполнять?

Главными функциями ФУГИ эксперты назвали учет и инвентаризацию госимущества, а также обеспечение защиты этого госимущества во благо интересов страны. Однако они заострили внимание на том, что эти основополагающие функции, закрепленные в положении, фонд не выполняет.

— Из госбюджета выделяются деньги на исполнение функций фонда: проведение инвентаризации и учета – эти деньги немалые. В прошлом году в ноябре фонд получил еще кредиты и гранты на проведение инвентаризации, то есть на выполнение своих непосредственных прямых функциональных обязанностей – полмиллиона долларов, – поведал И. Дробитько.

Наши чиновники, привыкшие оправдывать все свои недочеты в работе отсутствием денег, получив их, порой не до конца знают, как и на что их распределять. В основном полученные средства оседают в их же карманах. Покрытие этих средств происходит по так сказать накатанной дорожке: потратили на то, на что тратили всегда, не заморачиваясь на нововведения и инновации в отрасли. Да и думать об этом им просто некогда – сказывается большая текучесть кадров. Как отметили участники пресс-сессии, с приходом нового руководителя в 2012 году было уволено 59 сотрудников. Общее число сотрудников ФУГИ, по словам экспертов, составляет около 60 человек, на которых из бюджета в 2013 году было потрачено порядка 50 миллионов сомов, не считая тех средств, которые они получают от сдачи аренды имущества, процентов от приватизации, дивидендов.

— У нас слишком много государственных органов и в частности тех, которые не показывают результаты своей работы. Один из них – ФУГИ. Нужны ли такие госорганы? Мы считаем, что если фонд на самом деле нужен, он должен доказать свою необходимость. На сегодня мы видим, что здесь намного больше проблем, чем их решение, – сказала Н. Муканова.

 

Безвозмездно – не значит даром

По словам собравшихся, с помощью общественного Наблюдательного совета при ФУГИ для обеспечения открытости работы фонда на безвозмездной основе был создан интернет-сайт. Участвовавшие в его создании организации попросили фонд размещать на сайте всю информацию о проводимой работе. Однако там нельзя найти ни одного значимого финансового показателя, ни другой важной информации.

— Разработчики предусмотрели максимальное количество информации. Многие кнопки не заполнены, созданы просто папки. Сайт был создан бесплатно, чтобы обеспечить людей информацией, но самое интересное, что ФУГИ в своем бюджете предусмотрел средства на изготовление и модерирование сайта, то есть они израсходовали те деньги, которые им подарили. Средства эти были израсходованы из бюджета фонда. Сумма за якобы изготовленный сайт составила около 100 тысяч сомов. Этот факт подтвержден Счетной палатой, в акте которой сказано, что деньги использованы не по назначению. Помимо этого сайта в ведомстве есть еще один официальный сайт, – заключил И. Дробитько.

 

Среда обитания?

Невыполнение поставленных задач, функций, сокрытие информации, ее недоступность – все эти коррупционные возможности, среда и риски создаются благодаря существующей сегодня нормативно-правовой базе.

— Анализируя деятельность госпредприятий и акционерных обществ с госдолей, мы приходим к обоснованию того, что эти коррупционные риски не просто существуют, они достаточно хорошо используются. Коррупция проявляется в виде вывода финансовых ресурсов, объектов собственности госимущества и в получении материальных благ не в интересах государства. То, что не получает государство, кто-то получает в собственный карман, – сказала Н. Муканова.

В качестве примера эксперты привели ситуацию, сложившуюся вокруг туристической деревни IDEAL HOUSE, строительство которой началось еще в 2009 году и связано с именем М. Бакиева.

На площади около17 габыло возведено 48 объектов. В 2010 году по известным причинам строительство было заморожено. Сметная стоимость объекта в 2009 году составляла 495 миллионов сомов. Из общего объема работ выполнено на 146 миллионов сомов, согласно сводному расчету общая стоимость объекта к окончанию строительства должна была быть 776 миллионов сомов.

Со слов Ивана Дробитько, ФУГИ проводит скрытый тендер по оценке этого имущества и выбирает некую компанию, оценившую объект в 58 миллионов сомов, ставших стартовой ценой для его продажи без учета фактически вложенных туда 146 миллионов сомов.

— Подготовка к аукциону данного объекта проходила в обстановке малой информированности, и после того как мы озвучили эту информацию и подняли шум, обратились в ЖК, данный объект был снят с аукциона премьером Жанторо Сатыбалдиевым. В марте этого года мы получили письмо, подписанное им же, где говорилось, что объект оценен в 166 миллионов сомов. Практически IDEAL HOUSE готовился к продаже под конкретное аффилированное лицо, под конкретные строительные компании, – добавил эксперт.

Степень коррупции является важнейшим индикатором эффективности экономической системы государства. Коррупционным путем сегодня через аффилированные подставные фирмы выводится 7% от ВВП нашей республики. Для маленького бюджета Кыргызстана это огромные деньги. В общем ущерб бюджету государства из-за существующей коррупции составляет около 40%. Сложно понять тот факт, что наше государство, повсеместно борющееся с коррупцией, создает слабую и практически не доступную нормативно-правовую базу, тем самым лишь усугубляя факты повсеместного распространения этого явления и выставляя коррупцию как ответ на финансовую слабость госинститутов.

 

Елена ЖОЛОБОВА.

Фото автора.