О работе каждого ведомства судят по количеству поступивших заявлений и жалоб. Уверена, что и в Социальном фонде республики много вопросов поступало и поступает о правильности исчисления или перерасчета пенсии и об увеличении пенсий.
Удивляться нечему, потому что проводимые в последнее время перерасчеты пенсий никакой логике не поддаются, а подробных и аргументированных разъяснений, которые бы развеяли эти сомнения, пока не видно.
Взять хотя бы последние перерасчеты в 2012 и 2013 гг. В 2012 году был увеличен размер предельного заработка для расчета первой страховой части (т. е. заработка до1996 г.) с 5 до 8 тысяч, но поправочные коэффициенты при этом почему-то не были применены, хотя ранее, начиная с апреля 1992 года, применялась такая практика. И почему сразу до 8, а не до 7 или до не 10 тысяч сомов был увеличен этот предельный размер?
В пенсионном законе идет ссылка на так называемый расчетный показатель, который был установлен с 1 января 2006 года в размере 100 сомов. Прошло уже 8 лет, но его размер так и не поменялся, хотя за это время размер базовой части пенсии изменился с 293 до 1500 сомов, а размер минимального заработка для расчета первой страховой части пенсии – со 150 до 760 сомов. И вообще, для чего был введен этот расчетный показатель и какая от него реальная польза?
А в 2013 году все пенсии сразу были увеличены на 400 сомов, а для инвалидов 3 группы и пенсий по случаю потери кормильца на 1 иждивенца – на 200 сомов. Опять же вопрос: а как же страховой принцип, т. е. вклад каждого работника, у которых и стаж работы, и заработки были разные? Ведь закон, на который идут ссылки в указах и распоряжениях, так и называется «О государственном пенсионном социальном страховании», в котором даны четкие определения, кому и как начисляется базовая (гарантированная государством) и страховые части пенсии. В этой связи непонятно, какая же из страховых частей пенсии все-таки была увеличена?
У нас ведь еще проблема и с льготными пенсиями по Списку №2, которые своим работникам (базовую и первую страховую часть) назначают и выплачивают работодатели до достижения общеустановленного возраста из собственных средств. А принятые наверху документы о проводимых перерасчетах превращаются для них в настоящую головоломку. Если Соцфонду Минфин с 2009 года возмещает базовую часть пенсии, то работодатели до сих пор эту лямку так и тянут.
Высокие налоговые и страховые сборы вынуждают предпринимателей уходить в тень и вести двойную бухгалтерию, т. е. занижать реальные зарплаты, а это в свою очередь сказывается и на размерах пенсий. В то же время возникает парадоксальная ситуация, когда землевладелец уплачивает за год всего лишь 400 сомов и этот год ему засчитывается в стаж, а размер базовой части в месяц у него тоже составляет 1500 сомов! Получается, что ежемесячно ему выплачивается очень весомый подарок от государства.
Волокита с принятием отчетов от работодателей о выплаченных страховых взносах, а также своевременное и достоверное внесение данных на личные страховые счета граждан тоже являются одной из проблем. В законе о персонифицированном учете указано, что отчеты могут предоставляться как в бумажном, так и в электронном варианте, но при оформлении пенсий наши граждане вынуждены зачастую вновь собирать сведения об уплате страховых взносов, потому что в базе данных они почему-то не всегда полностью отражаются. После введения персонифицированного учета прошло уже 18 лет, но каких-либо значительных прорывов в части программного обеспечения и оперативности в создании достоверной базы данных не наблюдается. Нет анализа о количестве постоянных плательщиков и, видимо, по этой причине имеются трудности в получении данных о своих личных накоплениях, попытки получить какую-либо информацию заканчиваются ссылками на конфиденциальность.
Уверена, в Соцфонде знают, что в Казахстане, например, тариф страховых взносов для всех категорий граждан установлен в едином размере 10 % и поэтому у них нет таких проблем с теневым бизнесом, как у нас. У нас же система сбора страховых взносов очень сложная для разных категорий, и это является лазейкой для нарушения закона и сокрытия реальных доходов.
Во всех комментариях руководства о низких размерах пенсий всегда звучит отговорка о якобы нехватке средств из-за имеющихся больших долгов предприятий. Но, помилуйте, эти министерства и ведомства возглавляют руководители, которые назначаются руководством страны и они присягают на Конституции о верности служения Родине и народу. Да и в ст. 5 самой Конституции так и прописано, что государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части. Ну а 55 статья прямо говорит, что граждане обязаны платить налоги и сборы в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Почему бы не принимать решительных мер к нарушителям, которые игнорируют Основной закон?
К сожалению, наши заворовавшиеся чиновники даже не возмещают полностью причиненный по их вине нанесенный стране ущерб, а либо отбывают символическое наказание, либо выезжают за рубеж и живут там безбедно. Вот если бы к тем, кто нагло обворовывает страну, уклоняется от уплаты налогов и сборов, действительно бы применялись жесткие и реальные меры, тогда можно было бы говорить о доверии граждан к руководителям предприятий, органам правосудия и органам управления страны. И о благосостоянии как молодого, так и пожилого населения.
Принимаемые законы в части социальной защиты говорят обратное. Взять хотя бы ст. 53 Конституции, которой гражданам гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кормильца в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Но тут же идет полное противоречие: пенсии, социальная помощь в соответствии с экономическими возможностями государства обеспечивают уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Эта ссылка на экономические возможности и является козырной картой при решении вопросов социальной политики. В самом Соцфонде приводят данные о том, что в 2010 году 452,9, а в 2013 году 292 тысячи граждан все-таки получают пенсии ниже прожиточного минимума.
Эти тревожные цифры должны быть сигналом при составлении прогнозов о предстоящих повышениях пенсий и кардинальном изменении пенсионного и налогового законодательства.
В советское время существовали так называемые ведомственные пенсии – прокурорам, судьям, но с принятием нового закона в 1992 году они были отменены, вот только пенсионное обеспечение судей было возобновлено и им пенсии начисляются с различными надбавками и повышениями в несколько раз больше, чем гражданам, отработавшим 40 и более лет.
Почему не хотят в глубинке работать учителя, врачи и специалисты других востребованных профессий? Потому что нет для них гарантированной социальной защиты. Хотя, в далекое советское время учителя, врачи, агрономы именно в сельской местности обеспечивались жильем, зарплатой и оплатой коммунальных услуг за счет местного бюджета, а пенсионное обеспечение предоставляло им пенсии как за выслугу лет, так и по возрасту
Мне кажется, что при проведении пенсионной реформы не следует так уж категорично отказываться от прежних, советских принципов, по которым до 1992 года были начислены пенсии нашим ветеранам. Предлагаемые варианты пенсионных систем дальнего зарубежья не всегда для нас приемлемы, поэтому следует учитывать специфику именно нашей республики.
Закон о государственных пенсиях тогда был единый и по его нормам назначались пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского составов. Массовые перерасчеты пенсий производились сразу и всем. А сейчас другая ситуация. Пенсии военнослужащим пересчитываются крайне редко и порою не всем категориям.
Взять, к примеру, хотя бы перерасчет 2012 года, когда, повторюсь, размер предельного заработка для расчета первой страховой части пенсии был установлен в размере 8 тысяч сомов (80 расчетных показателей). В ст. 45 пенсионного закона военнослужащих указано, что заработок для исчисления их пенсий рассчитывается по нормам гражданского закона, и в этой связи лишь незначительное число военных получили пенсии в повышенном размере. А вот если бы одновременно наряду с увеличением предельного заработка были бы применены и поправочные коэффициенты к заработной плате, вот тогда бы реальное повышение получили бы и гражданские, и военные пенсионеры.
Непонятна ситуация и с выплатой накопительной части пенсий для военнослужащих. Напомню, что им пенсии назначаются по инвалидности и по выслуге лет, понятия «старость» в этом законе не предусмотрено. Эти военнослужащие, выйдя на пенсию, продолжали свою трудовую деятельность либо на госпредприятиях, либо индивидуально и при этом исправно уплачивали страховые взносы, из которых им ежегодно дополнительно начислялась вторая страховая часть. В 2010 и 2011 годах они также уплачивали 2 процента в накопительную часть и вот теперь получить их назад, как это делают гражданские пенсионеры, для них проблема, потому что в законе о накопительном элементе и методичках Соцфонда эта ситуация не предусмотрена, а на местах объясняют, что им надо ждать достижения возраста 60 лет или 63 года.
О проблеме «высокогорников» знают все и много пишут, но ничего не предпринимается для того, чтобы жители этих регионов работали там и оставались жить. А то, что пенсии им начисляются с повышенным коэффициентом и все они после ее назначения стремятся переехать в долину, не волнует никого. Почему бы не предусмотреть в наших глобальных программах реальные действия по открытию там каких-либо предприятий и обеспечить население рабочими местами? У нас разве не нужны там строители дорог, школ, больниц, стадионов и жилья? Почему наши молодые люди едут строить за рубеж, а на родине для них работы нет, зато иностранцы выигрывают тендеры и за качество не несут ответственности?!
В этой связи также вызывает озабоченность и проблема мигрантов, которые тоже предоставлены сами себе, и вот только в последнее время наметились слабые попытки решения этой наболевшей проблемы. Столько лет потеряно из-за бездействия властей, а ведь за период с 1996 года, т. е. со дня введения в республике персонифицированного учета, можно было бы как-то вопросы их легального проживания и работы, а также социальной защиты, безболезненно решить.
Удивило последнее решение Соцфонда о выплате с 1 февраля текущего года пенсий с 10 числа на почтовых отделениях связи и с 15 числа через банки. Особенно мотив – частое перемещение пенсионеров и в этой связи невозможности рационально использовать средства. С давних, еще советских, времен выплата пенсий почтовыми отделениями связи производилась с 1 по 24 число, а с 25 составлялись отчеты и направлялись заявки на потребные суммы следующего месяца. И это все делалось вручную. Сейчас везде внедрены электронные системы отчетов и поэтому отследить движение средств по регионам не так уж и сложно, а эта отговорка неубедительна. Закон принимался в 1997 году, когда, действительно, были серьезные финансовые затруднения и с внедрением с 1996 года персонифицированного учета страховые взносы поступали в незначительных количествах, поэтому и был предусмотрен порядок выплаты пенсий за прошлый месяц. С 2005 года ситуация улучшилась, взносы уже поступали в нужном количестве, а уже в 2007 году все выплаты были переведены за текущий месяц. Различные поправки в закон вносились неоднократно, и по истечении 16 лет вполне можно было бы тоже внести эту поправку в закон.
Вся беда в том, что нет в стране единой социальной политики, а каждое ведомство – налоговая, соцфонд, минздрав, минсоцразвития, минтруд, минфин и другие – решают только свои задачи и выполняют свои функции, но тесного взаимодействия между ними нет. Также правоохранительные и судебные органы, видимо, не заинтересованы в том, чтобы неукоснительно исполнялись принятые в стране законы.
Ну и, пожалуй, самый актуальный вопрос – это кадры. В социальной сфере должны работать специалисты, обладающие не только финансовой и компьютерной грамотностью, но и умеющие выслушать граждан, помочь им в решении возникающих проблем. К сожалению, таких специалистов у нас в республике не готовят, а приходят молодые люди, не имеющие элементарных навыков общения. Равнодушным там делать нечего. От ветеранов, работавших по зову сердца за небольшую плату, постепенно избавляются под предлогами проводимых аттестаций и достижения пенсионного возраста, а на эту небольшую зарплату молодежь идет неохотно. Может быть, именно по этой причине и появляется регулярно информация о задержании за взятки чиновников практически во всех сферах деятельности, в том числе и в социальной.
Правительство нам пообещало повышение пенсий один раз в год, но существенное. А вот недавно прошедшая информация о предстоящем повышении пенсий в октябре 2014 года в среднем на 200 сомов оптимизма нашим пенсионерам не прибавила, потому что тут явно прослеживается опять уравнительный принцип, и количество обращений граждан обязательно увеличится. В то же время нас постоянно информируют о перевыполнении сбора страховых взносов и о проводимой пенсионной реформе, но ощутимых результатов пока не видно.
Поэтому, пока есть время, пожелаем Соцфонду и всем заинтересованным ведомствам еще раз тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию, создать достоверную базу данных получателей пенсий и реальных плательщиков страховых взносов, найти оптимальный вариант и средства для очередного повышения пенсий и довести до населения подробную информацию заранее с убедительными расчетами и аргументами.
Время неумолимо, и наши законотворцы тоже когда-нибудь станут пенсионерами. И очень хочется надеяться, что и их, и других граждан после проведенной пенсионной реформы не будет мучить вопрос: жить или выживать?
Нина ГОРОБЕЦ.
Автор выше опубликованной статьи, Нина Николаевна Горобец, долгие годы проработала в системе Социального фонда республики. Наши читатели помнят Нину Николаевну по её ответам на их письма по пенсионным вопросам. В нашей почте немало писем, в которых читатели просят дать разъяснения по вопросам начисления пенсий, поэтому редакция предложила Нине Николаевне стать консультантом по пенсионным вопросам и помочь читателям разобраться в хитросплетениях нашего пенсионного законодательства. Ждем Ваших писем.