Во многом эффективную и слаженную работу государственной машины определяет действующее в стране законодательство. Формирование бюджета страны также складывается и регулируется определенными законами. У нас в республике пока нет единого нормативно-правового акта, который бы аккумулировал в себе все существующие нормы права и комплексно регулировал бюджетные правоотношения.

В настоящее время разработан законопроект Бюджетного кодекса, а 28 февраля этого года в Жогорку Кенеше пройдут его парламентские слушания. Однако предложенный законопроект вызывает у экспертов множество вопросов и опасений. В связи с чем Институтом политики развития (ИПР) в рамках проекта «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс» была проведена пресс-сессия, на которой её участники подробно рассказали о существующих спорных моментах, представив рекомендации и предложения по доработке проекта кодекса.

В мероприятии приняли участие эксперты по бюджетным вопросам ИПР, представители ЖК КР, журналисты ведущих СМИ республики.

Как отметила Назира Тюлюндиева, эксперт по бюджетным вопросам ИПР, одним из главных положений любого бюджетного законодательства является норма, регулирующая величину дефицита бюджета, такой нормы не существует и в действующем законодательстве. Это приводит к резкому увеличению дефицита бюджета. В данном случае эксперты предлагают вариант введения запрета на финансирование дефицита текущих расходов бюджета.

— Как мы знаем, дефицит средств существует не только на инвестиции, но и на текущие расходы. Существует золотое правило сбалансированности бюджета, по которому текущие расходы не должны превышать бюджетные доходы. Иными словами, дефицит государственного бюджета не должен превышать объем государственных инвестиций, осуществляемых из бюджета развития, – прокомментировала Н. Тюлюндиева.

Эксперты сходятся во мнении, что все, что страна заимствует, необходимо пускать только на инвестиции, которые дают основу для экономического развития. А для того, чтобы это правило ввести, нужно институционально отделить бюджет развития и текущий бюджет. По действующему законодательству и в проекте кодекса бюджет развития, из которого финансируются инвестиции, является частью республиканского и местного бюджетов.

— Пока они соединены вместе, мы не можем иметь точные цифры, указывающие, на какие цели тратятся привлекаемые займы и кредиты, – сказала Н. Тюлюндиева.

В качестве законодательной инициативы в проект бюджета эксперты предложили включить норму, запрещающую заимствование по текущим расходам бюджета, так как это просто проедание средств, но следует разрешить привлечение займов для осуществления инвестиционных расходов. Инвестиции заложат основу для развития страны.

— Эти две нормы взаимосвязаны, если мы хотим ввести сбалансированность текущих расходов и доходов, чтобы по текущим расходам не существовало дефицита, в кодексе необходимо выделить бюджет развития от бюджета текущих расходов. Это поможет сократить его дефицит и повысит прозрачность. Граждане республики точно будут знать, сколько средств тратится на инвестиции, а сколько на текущие расходы бюджета, – поведала Н. Тюлюндиева.

Если сравнить государство с семьей и предположить, что семья взяла кредит, к примеру, для занятия предпринимательской деятельностью, но начала использовать его не по назначению, покрывая свои текущие расходы, покупая еду, одежду, в этот период такой семье будет гораздо легче, но когда наступит момент выплаты кредита – отдавать его будет вдвойне сложнее. Но если семья тратит деньги полученного кредита на предпринимательство или, к примеру, на обучение детей, со временем такие деньги увеличат доходы семьи, она повысит свой жизненный уровень и получит развитие. Именно поэтому эксперты советуют государству, беря взаймы, тратить эти средства только на инвестиции.

Еще одно нововведение и противоречие – отрицательные гранты. Такого понятия раньше не существовало. По нормам проекта Бюджетного кодекса предлагается принудительное изъятие доходов местных бюджетов в виде отрицательных грантов. Они будут вводиться при условии, если бюджетная обеспеченность отдельного органа МСУ будет превышать среднюю бюджетную обеспеченность по республике в два раза. Поэтому у Минфина появится возможность изымать избыточные ресурсы из местных бюджетов в республиканский. Эксперты считают эту норму противоречащей Конституции КР, где четко указано, что местное сообщество самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решает вопросы местного значения. Большинство лиц, обсуждающих предложенный проект кодекса, считают, что введение этой нормы отрицательно скажется на мотивации местного самоуправления в пополнении местного бюджета.

— Отрицательные гранты – это только новое название. До 2007 года эта система работала и называлась «Средства, передаваемые из нижестоящего на вышестоящий уровень», то есть когда государство по контрольным цифрам изымало средства из местных бюджетов, – пояснил Асылбек Чекиров, эксперт по бюджетным вопросам ИПР. – Самым большим достижением реформы2007 г. стало законодательное запрещение изъятия средств из местных бюджетов. Сколько города и айылные аймаки заработают денег – все остается им. Этот принцип работает и по сей день, а развитие местных бюджетов идет неплохо. Поэтому введение отрицательных грантов на самом деле противоречит реформе. Мы возвращаемся к старой схеме. Думается, что у руководителей мэрий и айылных аймаков пропадет желание зарабатывать деньги, ведь они поймут, что на определенном этапе эти деньги заберут.

Борьба руководства страны с коррупцией так же может быть поставлена под угрозу, ведь, как указали эксперты, предлагаемая в законопроекте компетенция Минфина включает полномочия, которые могут стать основой для коррупционных схем, поскольку Минфину будет разрешено открывать счета в коммерческих банках республики.

— Вся система казначейства основана на том, что все бюджетные учреждения могут открывать счета только в системе казначейства, все другие счета открывать им запрещено, это делает подконтрольными средства бюджета. Вся реформа, которую мы проводим с 1994 года, сразу аннулируется, ведь теперь можно будет открывать счета в коммерческих банках, – поделилась Н. Тюлюндиева.

Так же проектом кодекса предусматривается норма «Общественные бюджетные слушания», однако сам процесс процедуры общественных слушаний не раскрывается. По словам Н. Тюлюндиевой, Институт политики развития предлагает четко определить процедуры проведения общественных слушаний для повышения прозрачности бюджета, принятия бюджета и вовлечения общественности в процесс принятия бюджета.

Присутствовавший на мероприятии заведующий сектором отдела комитета по бюджету и финансам Бакытбек Нарбеков подтвердил, что предложенный законопроект требует тщательного исследования и доработки.

— Следует еще до 28 февраля организовать большой круглый стол с участие Минфина и всех заинтересованных органов и ведомств. Выслушать мнения сторон и еще раз обсудить проект кодекса. Говорить, что документ пройдет в предложенном виде, не приходится, поскольку мы ожидаем предложения от институтов, неправительственных организаций и общественности. Надеемся, что в будущем Бюджетный кодекс Кыргызстана станет гордостью нашей республики, его модель будет свойственна только нашей стране и не схожа с другими странами.

 

Елена ЖОЛОБОВА.

Фото автора.

 

Можно дать врез:

Отношение государственного внешнего долга к ВВП в Кыргызстане в 2013 году составило 44,4%.

Дефицит республиканского бюджета в 2014 году запланирован на уровне 9,4 млрд. сомов, в 2013 году дефицит составлял 6,4 млрд. сомов.