Гончарное дело – одно из самых древних ремесел. Это подтверждается историческими находками, которые археологи относят к эпохе неолита. Именно сохранившиеся гончарные изделия рассказывают нам, как жили наши предки. В обожженных глиняных горшках люди готовили пищу, в кувшинах и вазонах хранили зерно, вина, воду, прятали в них сокровища и многое другое, потому что гончарные изделия отличались своей прочностью, долговечностью и водонепроницаемостью. Богатое наследие керамического искусства древнего мира дошло до наших времен и вызывает восхищения. Глина – удивительно теплый, благородный, нежный и податливый природный материал. Глина в руках члена Союза художников Кыргызстана, художника-керамиста Канатбека Бейшебаева легко превращается в удивительную вазу, подсвечник и многочисленные керамические украшения.

 

Мальчик из Поднебесья

Канатбек родился в многодетной семье крестьянина Мырзакана Бейшебаева в селе Суусамыр. Родители работали от зари до зари, чтобы прокормить своих десятерых детей. Семье особенно трудно было зимой, когда температура на улице зашкаливала за минус 30. Не только с одеждой и обувью, но и с канцтоварами в семье была напряженка. Если родители к началу учебного года старшим братьям и сестрам имели возможность купить тетради, ручки, альбомы и цветные карандаши, то младшим в «наследство» доставались карандаши и ручки от старших.

Канатбек рос тихим мальчиком. Он мог часами сидеть в уголке и на листах тетради рисовать шариковой ручкой сюжеты увиденных по телевизору фильмов или срисовывать картинки из книг. В основном это были рисунки на военную и историческую тему. Чем старше становился Канатбек, тем сильнее в нем росло желание рисовать. Однажды, когда в школе по литературе проходили «Слово о полку Игореве», он проиллюстрировал книгу. Если раньше Канатбек срисовывал картинки, то теперь сам изображал поле боя и «одевал» своих солдат так как подсказывала ему фантазия. Мальчик мечтал стать художником и писать картины настоящими масляными красками.

После окончания суусамырской средней школы он едет в столицу, чтобы поступить в государственное художественное училище имени Чуйкова. Но на первом же экзамене провалился. Подвела графика, с которой юноша не был знаком. Расстроенный, он возвращается домой и решает пойти служить в армию. Но старшая сестра посоветовала братишке не отчаиваться и сдать документы в профессиональное училище народно-художественных промыслов №92 имени С. Чокморова. Он приезжает в Бишкек, сдает документы, но юноше опять не повезло – художественная группа уже была набрана, и свободным оставалось лишь одно место в группе керамики.

– Когда я впервые сел за гончарный круг, – вспоминает Канатбек Мырзаканович, – и взял в руки глину, такую мягкую, эластичную, податливую, то сразу захотелось творить. Словами нельзя выразить восторг, который я испытал, когда увидел, как под моими руками бесформенный кусок глины превращается в кувшин. Я не жалею о том, что не стал художником. С первого прикосновения к глине я понял, что полюбил это дело на всю жизнь. После профучилища я без труда поступил в художественное училище имени Чуйкова, а перед защитой диплома даже преподавал керамику первокурсникам.

Сегодня, прежде чем приступить к созданию кувшина, вазы или светильника, я делаю карандашные наброски эскизов, но не всегда изделие получается таким, каким я его задумываю. Когда я сижу за гончарным кругом, у меня возникают новые фантазии, и этот полет мыслей воплощается в моем творчестве. На первый взгляд обывателя мои керамические колокольчики кажутся одинаковыми, но это не так. Все они разные и по рисунку, и по форме. Каждый светильник по-своему отражает свет, блюда отличаются рисунком, а керамические украшения – браслеты, бусы, серьги и кулоны – своей неповторимостью.

У нас с Даирой много планов. В перспективе мы намерены делать кукол Барби. Но не из красной глины, которую мы используем сегодня, а из фарфора. Для этого нужна самая малость – накопить денег на настоящую студию-мастерскую, где можно было бы поставить печь обжига высокой температуры. Фарфор получается при высоком обжиге в специальных печах. А еще необходимо завезти из Казахстана или России специальную глину. У нас в республике ее нет. Каракечинская глина не подходит, потому что в нем есть примеси, и изделие после обжига приобретает сероватый оттенок.

Чтобы одевать кукол Барби в национальные одежды, нам с женой пришлось овладевать другой специальностью – работой с войлоком. Я понимаю, что этот подготовительный процесс необходим, и если Даира втянулась в нее, то я снова и снова возвращаюсь к керамике.

 

Даиргуль, или просто Даира

Даира коренная бишкекчанка. Воспитывалась у бабушки. Училась в 50-ой школе. Трудовую деятельность начала с 14 лет. Чтобы кормить старую бабушку и покупать лекарства, ей пришлось на время бросить учебу в школе. Она окончила курсы кройки и шитья, получила профессию закройщика и устроилась на работу в ателье. Потом снова продолжила учебу в вечерней школе №68. Бабушка очень боялась, что внучка выйдет замуж и оставит ее. Поэтому пока бабушка была жива, Даира ни с кем не встречалась и о замужестве не думала. Когда бабушка умерла, девушке было 20 лет. Перспектива всю жизнь работать швеей Даиру не устраивала, и она решила изменить судьбу. В 1998 году она поступила в КГУСТА на факультет международной экономики.

– У меня была подруга, которая пригласила меня к своим друзьям, чтобы отметить вместе 23 февраля, – вспоминает Даира. – Ее предупредили, что познакомят с парнем, но мне подруга ничего не сказала. Мы пришли в гости, и тут моя подруга внезапно исчезла. Получилось так, что с этим парнем познакомилась я. Конечно, это был Канатбек. На 8 Марта он подарил мне красивый кулончик. Тогда я впервые ощутила в руках теплоту керамики. Мы стали встречаться. Я была у него в мастерской. Его работы мне очень понравились, а гончарный круг просто заворожил меня. Позже он подарил мне подсвечник в виде юрты. Вечерами я зажигала в нем свечу и смотрела на узоры, которые отображались на стене. Это было так романтично! Я поняла, что я влюбилась в этого парня.

 

Счастье дружной семьи

С 1998 года Канатбек и Даира вместе. У них трое детей: Айзоле 12 лет, Нуртегину – 10, Сайкал – 6 лет. Семья ожидает прибавление. Кто это будет – мальчик или девочка – родителям без разницы. Дружная семья уже любит и ждет малыша.

Помимо своих детей у Даиры и Канатбека есть еще и приемная дочь Айсулу, ей 17 лет.

– Мы встретили Айсулуу на улице, когда ей было 8 лет, – вздохнула Даира. – Тогда Нуртегину был всего годик. Как оказалось, девочка из малообеспеченной семьи, была трудным подростком. Нам стало жаль ее. Захотелось сделать для девочки что-то хорошее, и мы пригласили Айсулуу к себе, чтобы она увидела, что бывают на свете счастливые и дружные семьи. Поначалу Айсулуу просто приходила к нам, а потом осталась. Она уже окончила школу, сейчас учится в профессиональном училище народно-художественных промыслов №92 имени С. Чокморова, занимается войлоком.

Когда мы только что поженились, я сразу поставила мужу условие, что будем делить всю домашнюю работу поровну. Это условие сохраняется и по сей день. Не скрою, у нас были трудные времена. Нам ведь никто не помогал, и мы испытывали большие материальные трудности. Мой муж очень талантливый художник-керамист, но реализовывать свои изделия ему было некогда. Реализаторы, которые брали изделия на продажу, не всегда возвращали деньги. И тогда я решилась помочь мужу. Отняв от груди сына, я поехала на Иссык-Куль с керамической бижутерией. Это был удачный «вояж». Я впервые хорошо одела семью, купила сотовый телефон. В 2004 году от имени мужа я приняла участие в международной Среднеазиатской выставке народных ремесел в Алматы. Мы тогда получили диплом, и это вдохновило меня. С тех пор я помогаю мужу. За годы совместной жизни я сама научилась делать мелкие изделия, в частности украшения – серьги, браслеты и кулоны. В настоящее время я пытаюсь совместить серебро с керамикой. Чувства, которые испытываешь сидя за гончарным кругом, потрясающие, меняется не только выражение лица, оно становится одухотворенным, но и состояние души: забываются все обиды, остается лишь вдохновение и красота рождающегося изделия. Работа с глиной – сложный процесс, но из этого благородного материала можно практически сделать все.

О своей профессии я забыла. Потом родилась Сайкал. Сейчас ждем четвертого ребенка. Семейные проблемы остались далеко позади, можно с уверенностью сказать, что их у нас нет. Все вопросы решаем вместе, и любые покупки тоже делаем вместе. Тут есть и маленькая женская хитрость: я всегда советуюсь с мужем, что купить, чтобы потом он не упрекал меня если что не так. Мы счастливы, у нас самая дружная семья. Дети тоже приобщаются к нашему творчеству. Все мы делаем вместе – убираем, готовим и отдыхаем. А что такое счастье? Это – семья. У нас одинаковые вкусы, общие интересы, одна общая любовь к керамике, любимые дети, с которыми мы ходим в гости, стараемся вернуться как можно скорее в милый дом. Каждый раз, входя в него, мы говорим: «Здравствуй, милый дом». В этом и есть маленький секрет нашего большого счастья – он в единстве, дружбе и любви.

 

Нурия ШАГАПОВА.

Фото из семейного альбома Канатбека БЕЙШЕБАЕВА.