В одной из командировок по Чуйской области, будучи в селе Арал Чуйского района, судьба свела нас с Николаем Савельевичем Максютенко, главой крестьянского хозяйства «Россиянка». Мы разговорились с ним о жизни, об урожае и скотине, и вдруг он обратился к нам с просьбой: «Помогите, пожалуйста! Уже и не знаю, к кому обращаться по поводу потравы пшеницы. Может, хоть вы поможете!»

И рассказал следующую горестную историю: – Я купил 4 га земли, выращиваю на ней пшеницу. А вокруг – земля государственного охотничьего хозяйства «Кыргоол». Так рабочие и егеря этого охотхозяйства выпасают свой скот на моей земле! Где это видано, скотина по хлебу ходит?! Весь хлеб погубили. Куда я только ни обращался. И никто – ни милиция, ни айыл окмоту – не могут мне помочь. Придут, с ними поговорят, а ночью они опять скот выгоняют на мое поле. Даже адвокат сказал мне: «Вы не отсудите это дело, лучше даже не пытайтесь». Уже даже не знаю, что делать. Сильно обижают. Говорят: «Езжай в свою Россию!» А куда я поеду? И зачем? Я здесь родился, вырос, хочу жить на этой земле, пшеницу выращивать, стране помогать…

Николай Савельевич, расстроившись, махнул рукой и отвернулся. Глава Чуйского айыл окмоту Замирбек Баялиев, находившийся тут же, подтвердил каждое сказанное фермером слово. На наш вопрос, неужели нельзя помочь человеку, лишь развел руками: «Они же по ночам скот выпускают… Что мы сделаем?»  А, как оказалось, сделать в этой ситуации можно многое, и помочь фермеру спасти его урожай может именно айыл окмоту. Что нужно для  того сделать, и почему у нас зачастую не срабатывают нормы Кодекса об административной ответственности, рассказал нам Талант Солтобеков,  исполнительный директор Фонда развития права и бизнеса (LBD консалтинг). Как выяснилось в ходе беседы, потрава посевов – проблема распространенная и характерна для всех областей республики.  По словам юриста, она возникает почти в каждой сельской управе, но не получила  должного внимания к себе со стороны общественности и СМИ в силу своей сезонности. А еще потому, что во многих айыл окмоту до сих пор просто не  знают о том, как они могут оперативно и эффективно решать эту проблему. Статья 185 Кодекса об административной ответственности, предусматривающая административные санкции за порчу или уничтожение посевов или урожая, прописана в Кодексе об административной ответственности уже давно (еще в редакции кодекса от 4 августа 1998 года). Однако практически не работала, поскольку айыл окмоту не имели права  привлекать правонарушителей к  ответственности (хотя именно им проще всего разрешить ситуацию на местах). Пострадавшим необходимо было ездить разбираться в районный суд или административные комиссии при районных государственных администрациях, которые к тому же не везде функционируют, на что не у всех пострадавших есть время, средства или желание.  Размер штрафа за потраву также был смешной – до 2000 сомов, учитывая, что фермер лишался частично либо полностью своего урожая. Так, по предложению Фонда развития права и бизнеса 21 декабря 2011 года  Жогорку Кенешем был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административной ответственности», согласно которому органы  местного самоуправления могут принимать меры в отношении административных правонарушений, в том числе по потраве и порче сельхозкультур, а именно налагать и взыскивать административные штрафы с правонарушителей. Были введены также понятия «незначительный » и «значительный» ущерб, нанесенный вследствие потравы, и увеличены размеры штрафов: за ущерб, причиненный сельхозпроизводителю в размере до 1000 сомов (незначительный ущерб), налагается штраф в размере 1500-2000 сомов; за ущерб, превышающий 1000 сомов (значительный ущерб), – от 2000 до 4000  сомов. Еще более эффективной  мерой в борьбе с повсеместной потравой посевов, как считает Талант Солтобеков, является, помимо наложенного штрафа, возмещение ущерба/вреда от потравы, размер которого оценивается и возмещается через суд. В практике фонда были случаи, когда с хозяев скота, попортившего чужой урожай, в судебном порядке взыскивались порядка 120-160 тысяч сомов! – Если бы таких прецедентов было больше, и о них  узнал бы широкий круг лиц, случаев потравы посевов было бы значительно меньше, и фермеры строже бы следили за своей скотиной, – считает  специалист. Однако он предупреждает о том, что возместить ущерб через суд возможно только при наличии на руках у пострадавшего постановления о привлечении правонарушителя к административной ответственности. Этот документ собственно является доказательством произошедшей потравы или порчи посевов и вины правонарушителя. Без него доказать в суде вину какого-либо конкретного лица в потраве очень сложно. Для этого в первую очередь, как только произошла потрава и порча посевов, необходимо обратиться в органы местного самоуправления, которые должны составить акт о потраве посевов с участием соседей – очевидцев и т.д. Далее органами МСУ должна быть создана комиссия, которая оценит размеры нанесенного ущерба, установит личности хозяев скота, потравившего посевы, и прочие детали произошедшего. И после наложения административной санкции, т. е. штрафа, административной комиссией районной госадминистрации, судом аксакалов либо айыл окмоту пострадавший может обратиться в суд для возмещения причиненного ему ущерба. Кстати, своевольничать и наказывать виновных самостоятельно юристы не советуют. В практике фонда был случай, когда хозяин попорченных посевов, обнаружив на своем поле чужой скот, запер его в своем сарае. Через три дня хозяин скотинки пришел к нему за своими животными… в сопровождении милиционеров. И уже на хозяина посевов завели уголовное дело о краже скота. Впрочем, Талант Солтобеков подчеркивает, что незнание своих полномочий органами МСУ – лишь полбеды (а МСУ согласно кодексу могут рассматривать более 40 административных правонарушений!). Зачастую, даже зная об этом, они не могут или боятся применить их на практике из-за отсутствия документа, определяющего механизмы рассмотрения и ведения дел об административных правонарушениях. Необходимо, как считает юрист, разработать положение, типовое методическое руководство для работников МСУ, где бы четко описывалась процедура рассмотрения подобных дел, наложения и взыскания штрафов, правильного оформления документов, поскольку это новые для айыл окмоту функции, и никто на местах не знает, как это нужно делать. И решить этот вопрос нужно на уровне правительства, иначе законы так и останутся в теории, а не на практике…

 

 

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОПОРТИЛИ ВАШИ ПОСЕВЫ ИЛИ УНИЧТОЖИЛИ УРОЖАЙ? Главное в этом деле, как говорят юристы, – оперативность.  Актировать, то есть фиксировать, порчу сразу! Акт составлять необходимо с участием свидетелей, представителей органов местного самоуправления, еще лучше – с участием владельца скота. Если есть такая возможность, сфотографировать потраву. Даже если у вас нет фотоаппарата, сейчас практически в каждом сотовом телефоне есть функции съемки фото или видео – воспользуйтесь этим! Вообще используйте любую возможность для того, чтобы зафиксировать порчу своего имущества. Все это будет учитываться на суде. Самая же главная ваша задача – добиться составления айыл окмоту и административной комиссией акта о факте потравы ваших посевов/порчи урожая и наложении на нарушителя административного штрафа.

 

 

Комментарий Таланта СОЛТОБЕКОВА:

– Что же касается конкретно случая с Николаем Савельевичем Максютенко, то с сожалением придется констатировать, что время для разрешения проблемы было им упущено, поскольку произошла ситуация еще в прошлом году. Однако, если он успел составить акт о факте потравы и наложении штрафа, зафиксированный айыл окмоту, и если при этом удалось установить владельцев скота и т.д., то на основе составленного акта он может обратиться в суд за возмещением причиненного вреда. Если же такого акта нет, то ничего изменить нельзя. В случае же повторения ситуации он должен немедля обратиться в МСУ и на основе составленного ими акта и принятия постановления об административной ответственности обратиться в суд.