Все те, которые ограбили страну, —

Враги… А коль они теперь во власти,

Есть рычаги таких из власти пнуть, —

Всех честных сил Решимость и Согласье.

 

Адахан МАДУМАРОВ.

 

— Адахан Кимсанбаевич, а Вы не боитесь, что за эти строки и Вас могут приписать ретивые наблюдатели власти к полку экстремистов? У них это ремесло ныне доведено до совершенства. Не так ли?

 

— Возожно, Вы правы. Поднаторели они в таком деле. И опыт приобрели…  Но, скажу откровенно, боязнь не по мне и не для меня. Я уже кое-что в жизни повидал и испытал. Так что имею право и не бояться. Отбоялся. Тем более, мысль этих строк, если вдуматься, разве она не говорит о том, что мы – я и каждый – видим вокруг?.. Наша действительность сегодня от революции к бунту и наоборот, к сожалению, щедра на такие пассажи, проще – самые непредсказуемые дела в стране… Ну хотя бы вот такой один из них, прямо дикий пассаж. В конце прошлого года парламент обсуждал и принимал бюджет страны. По-существу – судьбоносный документ. Ведь все прописанное в нем должно в 2013 году воплотиться в реальные дела, от которых зависит жизнь всего народа. А в зале заседаний парламента сидела лишь четверть от всего депутатского корпуса в 120 человек. И наш народ, взирая по телевизору на это, что должен испытывать? Эти «избранники» в высший орган законодательной власти попросту не ходят на работу. И сразу чохом – тремя четвертями состава. Вот бегают «дежурные депутаты» от кнопки к кнопке и нажимают на них – голосуют за прогульщиков. Разве это не пассаж? Более чем издевательский, самый непредсказуемый оборот в серьезнейшем деле – обсуждении и принятии бюджета страны…

 

— Но ведь такое отсутствие депутатов как бы и законно. Они же – депутаты – приняли и дружно проголосовали, что теперь будут отдавать право голосовать за отсутствующих в зале заседаний присутствующим их коллегам. Так что в этом «беганье порученцев-депутатов» от кнопки к кнопке проголосованное и законное – «имею право». У нас же демократия в стране…

 

— Мне такая демократия напоминает тот случай, когда властные люди знают, что они от нее для себя получают, а на остальных им наплевать. Вот и плюют… «Имею право» не ходить на работу. «Имею право» устраивать себе двухнедельные новогодние каникулы. И таких «имею право» можно еще немало перечислить. Скажем, при тощем бюджете страны депутаты «имеют право» бессовестно транжирить его, летать в дальние страны, устраивать лишь для себя родимых. Тратят миллионы сомов на бессмысленные зарубежные прогулки под хитрым символом «обмен опытом». Каким опытом? Отлынивания от работы? И за это исправно и в срок получать зарплату… Да такие сплошные пассажи парламента достойны «книги бестолковых недоразумений». Вот там бы и нашлось место таким депутатам, а не на государственной службе, к которой они, по крайней мере, многие из них, не обладают никаким умением, кроме одного: с помощью депутатского мандата исправно заниматься своим бизнесом и мотаться за рубеж, посвящая свое основное время, конечно, имеющемуся бизнесу. Бизнес – их кумир, приносящий обогащение и себе, и ближним. И при такой-то «работе», как видно, не испытывают они вины.

 

— Но ведь Вы же понимаете, что совесть в наше лихое, скажу мягче, полунравственное время – штука редкая…

 

– Я, наблюдая за такой деятельностью «избранников», думаю: а разве не в праве каждый из нас, видя такие повседневные «картины отсутствия депутатов» в зале заседания, – задать президенту страны следующие вопросы: «Господин президент, государь страны на нынешнее время! Вам самому-то по душе такие «картины отсутствия депутатов» на заседании при их присутствии в столице и в  стране? Или Вы и впрямь одобряете эти, опять употреблю слово, пассажи наших прогульщиков-законодателей? Ведь они-то показывают дурной пример всему нашему народу, что можно на работу не ходить, а зарплату получать. К тому же  и всеми депутатскими привилегиями пользоваться вдоволь?  А, может, Вы наконец-то наберетесь гражданского мужества и создадите свою неподкупную команду, которая тщательно и скрупулезно поработает и даст объективные сведения: сколько дней за это время работы парламента депутаты не были на работе? И что они конкретно внесли в работу парламента положительного, необходимого всем нам, гражданам страны? А после таких полученных данных, а они вряд ли будут, конечно, при честной работе вашей команды, положительными, следует принять Ваше единое и праведное государево решение… Так что, господин президент, определитесь, наконец, на чьей Вы стороне как в этих, так и в других жизненно важнейших для развития страны вопросах? А впрочем, если угодно, вот некоторые мои мысли об истинном Государе Отечества, подлинном лидере народа, его высоком предназначении. Они для меня и в этом мудром и тонком изречении, принадлежащем одному из дальновидных премьер-министров Великобритании Уинстону Черчиллю, звучат примерно так: «Отличие государственного деятеля от любого, пусть даже временного политика, в том и состоит, что политик ориентируется на следующие выборы, а истинный государственный деятель на следующее поколение». Улавливаете смысл сказанного?..

 

Именно в таком предназначении я вижу главную цель истинного государственного деятеля – Государя. Что? И здесь кому-то может показаться, что я – экстремист?.. Тем более, что делаю ссылку на мысли Черчилля, который и прославился тем, что умел принимать в экстремальных условиях экстремальные меры… Да и правил Великобританией умудренно, особо в первый свой срок на посту премьера в переломные 1940-1945 годы для истории всего человечества, когда шла Вторая Мировая и самая кровопролитнейшая на Земле война…

 

— Адахан  Кимсанбаевич, слушая Ваши размышления о Государе, а они чрезвычайно интересны, я вдруг почему-то вспомнил свои стихи. В них тоже, на мой взгляд, размышление о государственном деятеле:

 

Гляжу на государево лицо –

Двуличное, как всё у нас в стране,

Где тьмы и тьмы ворюг и подлецов…

О Государь, на чьей Вы стороне?

 

Хозяин ли Вы в нашем общем доме,

Где в котловане бедности живет,

А котлован и жуток, и бездонен,

Вам, государь, не верящий народ.

 

Не верит он посулам и словам:

Синицы нет в руках, журавль – в небе;

Изверился в последней вере к Вам,

Перебиваясь на воде и хлебе.

 

… Вода ведь с гор, а хлеб растит он сам,

Он – снова чернь, вокруг Вас – господа…

И, поднимая руки к небесам,

Он вопрошает: с кем Вы, государь?

 

Вы в стане тьмы ворюг и подлецов,

Иль все же на народной стороне?..

… Гляжу на государево лицо –

Двуличное, как всё у нас в стране.

 

—  А не кажется ли, что в этих стихах, постаравшись, можно увидеть элементы, я бы сказал, крайности. А ведь крайность мысли и дела – черта экстремистов… Хотя, собственно, разве не были в эктремальных условиях экстремистами великие граждане России, ее гениальные творцы поэтического слова Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие?.. Думаю, что были, и еще какие…

 

— Вы даже так считаете, Адахан Кимсанбаевич, перечисляя моих любимых поэтов.

 

— Почему бы и нет… Вот только вдумайтесь, Александр Сергеевич Пушкин в свои 18 лет, создал страстный политический памфлет – оду «Вольность», где он своим громогласным и беспощадным ямбом призвал к крайней черте и к мере «падших рабов». Что, эти падшие рабы были за границей, а не там, в его России? Ведь Пушкин, как известно, никуда за рубеж из России не выезжал. Но вслушайтесь в его строки из оды «Вольность»:

 

Увы! Куда ни брошу взор –

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная власть…

 

И вот что предрекает Пушкин:

 

Питомцы ветреной Судьбы,

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

 

Призыв! И гневный голос к действию! И беспощадная ненависть к губителям Отечества. Но уже никакая сила не могла остановить Пушкина в этом гражданском порыве, чтобы  не высказать великой поэтической строкой все, что накопила в себе его пылкая и справедливая душа. Ведь строки его горят таким экстремальным, но и святым чувством, что они просто не могут не обжечь своим огнем сердца современников. Не зря же его ода «Вольность» разошлась в рукописи. Ее переписывали, читали и зачитывались все прогрессивные люди того времени. Когда она дошла до царских палат, то явилась главным аргументом ссылки поэта на юг России. Но все же, все же Пушкин достиг признания своей вещей лиры, которая предупреждала всех властолюбцев:

 

Владыки! Вам венец и трон

Дает Закон – а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон!

 

Вот почему и сегодня гений Пушкин также злободневен, ясен. И он сегодня тоже наш современник. Ведь строками стихов – зерен он засевает наши души любовью к свободе, к правде жизни во всех ее проявлениях…

 

— Вообще, скажу откровенно, Ваш взгляд на вещую лиру Пушкина не только интересен, но и современен, ее отзвук пронизывает и наше время…

 

— Вы знаете, если кто-то может думать еще, что кроме национального корня моей духовной сути все остальное для меня чуждо, то разочарую я таких. Глубочайшее заблуждение. Во мне вместе с родными и близкими сердцу песнопевной строкой эпоса «Манас», человеколюбивыми повестями Чингиза Айтматова, живут и не померкнут никогда любимые книги еще с детства и юности и пушкинские сказки, и его поэмы, и великая драма «Борис Годунов». Лермонтовские «Выхожу один я на дорогу», «Белеет парус одинокий», «Дума», «Смерть поэта» и его великий «Герой нашего времени». А Николай Алексеевич Некрасов с его поистине народными стихотворениями и поэмами! С ними ведь тоже созревала и моя душа, как и души многих моих сверстников и современников. Знаете, я ведь после того, как отслужил в советское время тогда в элитных, а значит отборных войсках в Восточной Германии и вышел на «дембель» старшиной, мог бы поступить и в наш престижный вуз – Кыргызский госуниверситет. Но мечта у меня была поступить в один из университетов России. И я ее осуществил. Окончил исторический факультет Тверского государственного университета, старейшего в России. И там, в России, нашел и свою любовь, милую моему сердцу жену, тоже выпускницу этого вуза. И теперь она мать моих троих детей…

 

Еще скажу и об этом. Работая в свое время на значимых государственных постах, я часто бывал в России. И не только по должности, тогда занимаемой, но и по духу сблизился с людьми государственного долга и чести, которые стали навсегда моими друзьями. И я ценю эту дружбу. Потому что помню: у кыргызов с русскими людьми, как и со всеми россиянами, была общая родина. И это всегда будет роднить всех нас… Люблю и готов часами, когда на душе смятение и грусть, слушать русские песни и романсы. Их щемящая искренность и задумчивость заставляют распрямиться и быть готовым к новому служению людям…

 

Не скрою и такого сокровенного: учась в Тверском университете, я поставил для себя цель, а этому способствовала и сама атмосфера, знать русский язык не хуже, чем мои русские друзья студенческих лет. И я это сделал. Думаю, что в какой-то мере и я постиг глубинную красоту языка Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого, Тургенева… И он стал мне тоже родным Словом. Естественно, вместе с языком моего родного народа. Они, кыргызский и русский языки – мои святыни. Неразделимы во мне. Да и что делить-то языкам?..

 

Все-таки, как точно заметил Чингиз Торекулович Айтматов, для нашего народа родной кыргызский и русский языки – как два крыла одной птицы. Ведь с одним-то крылом как подняться ввысь мысли, как освоить все науки и премудрости современного мира, как уберечься и выстоять в нем?! И для меня они – и опора, и надежда во всем, что мне надлежало и надлежит в жизни сделать…

 

Хочу вспомнить тот день, когда уже в зрелом возрасте я побывал в Пензенской области, а там, в Тарханах, упокоился мятежный дух поэта Михаила Лермонтова, творца русского Слова и гениальной поэзии. И помню, там невольно вспомнилось впечатанное в мою память в школьные годы тургеневское стихотворение в прозе «Русский язык».  «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» И я гордился тем, что владею этим языком, и совсем не хуже, чем и моим навеки родным кыргызским…

 

(Продолжение следует.)