Специально к христианскому празднику Крещения Господня в епархиальном историческом музее Бишкекской и Кыргызстанской епархии открылась выставка, посвященная уникальному явлению русской культуры – медному художественному литью XVIII – XIX вв. На ней взору всех желающих представлены около 60 православных крестов и икон.

К слову сказать, выставка эта редкая, поскольку там можно увидеть настоящие старинные вещи, которые носились на груди и украшали красные углы в домах людей, живших два-три века назад.

– Эти вещи принадлежали переселенцам, казакам, солдатам, крестьянам, старообрядцам. Большинство крестов, образов и складней, представленных на выставке, были изготовлены в XIX – начале XX веков в старообрядческих меднолитейных мастерских в Сибири, Карелии, Москве, – рассказала директор музея Екатерина Озмитель, доктор исторических наук. – Дата изготовления вещей приблизительная, об этом можно только догадываться по составу, литью, узорам, эмали и т.д. Более точная датировка требует анализа. Они передавались из поколения в поколение как семейная реликвия и поэтому в хорошем состоянии сохранились до наших времен. А теперь они выставлены для всеобщего обозрения.

И хотя, по ее словам, это самые обычные медные кресты и иконы, металлические складни, «массовое производство» тех времен, сейчас они бесценны как память, как наследие русской культуры. Да и в материальном плане каждое изделие оценивается нынче в 20-30 тысяч сомов. К слову, какие-то вещи люди приносили сами и отдавали музею безвозмездно, чтобы их увидело как можно большее число людей, а кто-то и продавал… Несколько выставленных вещей принадлежат музею, большая же их часть – более 50 экспонатов – предоставлены на время выставки из частной коллекции.

К медным изделиям на Руси отношение было особое, в народе верили, что медь способна уберечь человека от змеиных укусов и других опасностей. Медные кресты, иконы и складни были небольших размеров, прочными и дешевыми. Особенно были популярны у простого народа небольшие иконки и складни, заменявшие собой целые иконостасы и святцы – к ним обращались православные со своими горестями, радостями и мольбами. Их носили не на теле, как сейчас, а поверх одежды, удобно было брать в далекие путешествия и перевозить в военных походах, они широко использовались казаками и переселенцами.  Старообрядцы также по-особенному относились к медным изделиям. Считалось, что, прошедшие при изготовлении через огонь, они очищаются и становятся уже нерукотворенными. В Средней Азии существовало несколько крупных старообрядческих общин. Поэтому неудивительно появление этих вещей на территории Средней Азии, а также то, что на выставке больше всего старообрядческих крестов и образов.

В коллекции – большие и малые кресты с распятием, киотные кресты с избранными святыми и праздниками, аналойный крест. Некоторые из них украшены многоцветными стекловидными эмалями, полудрагоценными камнями, подчеканкой и тонкой гравировкой. Помимо металлических икон и складней, на выставке можно увидеть лампаду, выносное Евангелие XIX века, украшенное окладом с фигурными наугольниками, изображающими Спасителя и четырех евангелистов.

– С помощью этого Евангелия проводили церковные службы, поэтому оно такое потрепанное, – рассказывает Екатерина Евгеньевна, по совместительству наш экскурсовод. – А вот, посмотрите, какая интересная написанная на дереве икона с врезанным медным крестом. Она называется «Распятие с избранными святыми». Это семейная икона, которую делали на заказ. Мы не знаем точно, какой именно семье она принадлежала, и все же можем рассказать кое-что об этом семействе. Оно, скорее всего, состояло из 5-6 человек – отец, мать и несколько детей. Об этом говорит численность и состав святых, изображенных на иконе – Иоанн Креститель, Василий Великий, преподобный Илларион, великомученицы Екатерина, Параскева и Татьяна. Их явно подбирали по личному пристрастию. На семейные иконы обычно заказывали изображение тех святых, кого почитали, а также небесных покровителей, чье имя носили члены семейства. Скорее всего, в семье той были Иван и Василий. А великомученицу Параскеву особенно почитали в Сибири. Вполне возможно, что она принадлежала переселенцам из Сибири. Там, куда переезжали переселенцы, чаще всего даже церкви не было. А тут и святые, и Троица, и серафимы, и Спаситель – всё в одном, маленькая семейная церковь. Удобно, особенно при переездах. Такая икона становилась центральной в красном углу в избе. Ею благословляли, освящали, напутствовали во всех семейных событиях. Внутреннее полое пространство использовали как тайничок: клали туда записочки с важной для семьи информацией.

В общем, как уверена Екатерина Евгеньевна, многие экспонаты выставки пробудят интерес не только у историков, художников, людей искусства, но и у тех, кто далек от иконографии, вызвав неподдельный интерес к этому крупному явлению русского декоративно-прикладного искусства.

Выставка продлится до 1 марта. Вход на нее свободный.

Маргарита ЛАЗУТКИНА.

Фото автора.