Асель Турдалиева – неординарная певица, исполняющая патриотические песни. Она не боится экспериментировать и находится в постоянном поиске, чтобы довести свое мастерство на эстраде, кино или кукольном театре до совершенства. Все у нее получается, потому что делает она это профессионально. Если спросить у певицы, в чем секрет ее успеха, она мило улыбнется и ответит: «Не знаю, просто надо любить то, что ты делаешь, и работать».

Сегодня мы предлагаем эксклюзивное интервью с заслуженной артисткой Кыргызской Республики, деканом заочного отделения Кыргызского государственного университета культуры и искусств имени Бюбюсары Бейшеналиевой Асель Турдалиевой.

– Асель, и на сцене, и в жизни в Вас проскальзывает чуть заметная искорка озорства. Какой Вы были в детстве?

– Я родилась 13 сентября 1969 года в Бишкеке (Фрунзе). Папу звали Алымкул, он был служащим, маму зовут Алия, она – учительница. Вскоре после моего рождения родители переехали в Нарын. Мне было полгода, когда бабушка Мунара, папина мама, уговорила моих родителей отдать меня ей на воспитание. Я выросла у бабушки и, конечно, моим воспитанием занималась она. Сколько я себя помню, я всегда была озорной, веселой и смешливой девочкой. Когда вся детвора высыпала во двор, то именно я была заводилой и лидером игр соседской ребятни. Характер у меня взрывной, но я отходчива. Уже через пять минут «остываю», и если виновата, то прошу прощения. Если же нет, то здесь уж как получится. (Смеется). Таким характер у меня и остался, и в этом я вся в папу.

– Были ли выступления, которые запомнились Вам аншлагом или наоборот?

– Конфузов и падений на сцене не было – это точно. Но одно турне я не забуду никогда. Я училась тогда в 7 классе, когда на правительственном уровне решили создать агитбригаду, в которой принимали участие представителей пятнадцати союзных республик. Мне посчастливилось: я и еще один мальчик-комузист из Кыргызстына были включены в состав агитбригады. Мы приехали в Москву. Детей, кроме нас и грузинского детского коллектива, в составе не было. Все остальные союзные республики представляли взрослые, и к нам, детям, они относились по-родственному тепло. Наше концертное турне проходило почти по всему Советскому Союзу. Новый год мы встречали вместе, это было потрясающе здорово и оставило незабываемое впечатление на всю мою жизнь. Именно тогда я сердцем поняла, что без музыки и песни я уже не смогу прожить ни одного дня, часа и даже минуты.

– Как складывалась Ваша жизнь после получения вузовского диплома?

– После окончания института я вернулась домой. Прошел год после распада Союза. Все, кто учился в других республиках, думали, как и я. Вот вернемся на Родину, нас там ждут с распростертыми объятиями, обеспечат работой. Перед нами откроются двери всех театров. Да, почти так и было. Я попала в кукольный театр по направлению, и меня приняли там как молодого специалиста. А все потому, что только театры пока продолжали работать по накатанной социалистической системе, тогда как все промышленные и сельскохозяйственные предприятия прекратили свое существование и развалились. Я проработала там полтора года. Из страны стала уезжать творческая интеллигенция, а те, кто оставался, об этом тяжело говорить, ведь это были талантливейшие актеры и артисты, ученые, торговали дешевым китайским товаром на базарах. Выдержали, не сломались в самые трудные времена и остались верными себе и своей мечте только горстка людей бывшего Советского Союза, закаленные той идеологией и святым стремлением достичь заветной мечты. Я пережила этот период, хотя было очень трудно. Теперь ежедневно благодарю Всевышнего за то, что он дал мне талант и направил меня по дороге творчества, помог найти себя. Я ни капельки не жалею, что выбрала эту профессию.

– Асель, что такое, по Вашему, счастье?

– По знаку Зодиака я Дева, а Девы стараются держаться за семью. Но семейная жизнь зависит от многих объективных и субъективных факторов. У меня семейная жизнь не сложилась. Во-первых, на развод повлиял эгоизм моего мужа, во-вторых, специфика моей деятельности тоже сыграла немаловажную роль в расставании. У него давно своя семья. Сегодня мы с экс-мужем прекрасно общаемся, потому что расстались друзьями, но в тот период мне казалось, что вместе с его уходом наступит крах всей моей жизни. Ведь я оставалась с маленькой дочерью на руках. Но жизнь продолжается: Бегаим уже взрослая. Родственники говорят, чтобы я устраивала свою личную жизнь, мол, молодая, но я не хочу выходить замуж. За кого выходить-то, спрашивается? Да, поклонников – целая куча. Многие обещают звезды и луну с неба достать, ну зачем мне космические тела? В руки не возьмешь, на подоконник не поставишь… Я – земная и всего-то мне нужно – человеческое тепло, искренность, честность, любовь и верность. На слух воспринимается легко и просто. Но для большинства мужчин это недосягаемая планка. Конечно, если бы встретился мужчина, который сказал мне: «Я не могу без тебя дышать, радоваться, жить. Я брошу к твоим ногам все, что я имею, мы вместе пройдем рука об руку эту жизнь до конца», то, возможно, сердечко мое бы и дрогнуло, да и то, прежде чем согласиться, я бы подумала. Есть жизненный опыт, и я хорошо помню папины слова: «Доча, если споткнешься, оглянись назад и посмотри, обо что ты споткнулась и почему. Не плачь, отряхнись и иди вперед».

Сегодня у меня есть самый дорогой человек, которого я люблю вот уже много лет. Умный, интересный, неординарная личность, он понимает меня с полуслова, хотя и далек от искусства, и скажу откровенно, он мне больше чем друг. Сегодня я даже не представляю, какой бы я была и чтобы со мной стало, если бы не было его. Мне повезло с этим человеком. Я знаю, что он любит меня не за мой голос, не за мои заслуги, а любит меня как женщину, потому что я – это я, и я верю ему. Нас, женщин, трудно обмануть, мы же можем прочитать любовь в глазах и почувствовать ее на интуитивном уровне. И если в определенный момент счастье для меня заключалось в любимой работе, то сейчас я точно знаю, что счастье будет полным, если женщина любима и любит.

– Асель, почему Вас так привлекают патриотические песни и песни военной тематики?

– Патриотизм в моем сердце заложен с детства, той советсткой идеологией и еще потому, что мне нравятся военные. Когда бабушка ругала меня за то, что я хочу стать артисткой, я почти смирилась. Думала: «Ну ладно, не буду певицей, буду медсестрой. Пойду работать в военную часть, и может быть, какой-нибудь офицер возьмет меня замуж…» Но все сложилось так, как сложилось.

В 1999 году во время баткенских событий обстановка в стране была сложной, родители не хотели отправлять детей в армию. Мне стало обидно и хотелось сделать что-то такое для наших солдат и офицеров, чтобы поднять их моральный дух, разбудить чувство патриотизма, чтобы они любили и хотели защищать свою Родину. Поэтому я пришла к Берадару Смановичу Борбиеву (Бек Борбиев) и попросила его написать мне песню про наших военных. «Я хочу выступить с этой песней перед нашими солдатами», – сказала я. Так появилась песня «Жоокер». Был снят клип с участием ребят из Национальной гвардии, и пока я гастролировала по военным частям, наша песня уже зазвучала по всей стране и полюбилась не только военным, но и простым людям. В 2004 году меня пригласили в Министерство обороны КР и предложили работать певицей в ансамбле, которое я приняла.

– Каковы Ваши творческие планы?

– Уже снято два дорогостоящих клипа, где задействованы офицеры Нацгвардии, самолеты, вертолеты… Третий клип только готовится. Очень скоро на экранах появятся два художественных фильма режиссера Эрнеста Абдыжапарова «Невеста с Севера» и «Беш миў сом» («Пять тысяч сомов»). В первом фильме затронута актуальная по нынешним временам тема противостояния севера и юга республики. Сюжет таков: мы северяне. Я – мама. Моя дочка выходит замуж за южанина. Ради счастья детей все кончается хэппи эндом. И второй фильм – комедия о простых людях – жителях села, о том, что они думают о политике, как живут и так далее.

– В заключение хотелось бы спросить, чтобы Вы пожелали самой себе?

– Я не буду ничего себе желать, потому что все в моих руках. Хотелось бы, чтобы наш Кыргызстан в конце-то концов вышел из этого кризиса. Мы говорим о демократии, но в сердцах кыргызстанцев ее так не хватает. К сожалению, мы почему-то вечно зависим от кого-то, от чего-то и вечно боимся, а хочется, чтобы каждый гражданин чувствовал себя хозяином совей земли и своей Родины. Хотелось бы пожелать нашим властям: «Уважаемые власть предержащие, вы – пока уважаемые, но если хотите остаться уважаемыми в истории своей страны, постарайтесь сделать так, чтобы вас уважал народ». (Смеется). Вот в заключение такой каламбур.

 

Нурия ШАГАПОВА.