Иссык-Кульскому областному добровольному обществу пчеловодов в этом году исполнилось 100 лет. Еще в начале прошлого века, в 1913 году, было основано уездное общество пчеловодов, которое развивало отрасль в области и развивалось так, что к 1985 году насчитывало только зарегистрированных 2500 пчеловодов-любителей! С развалом Советского Союза стало приходить в упадок и пчеловодство – мед и пчеловоды были никому не нужны, их количество стремительно уменьшалось. Так, в 2003 году, когда общество прошло перерегистрацию, превратившись в общественное объединение, в его состав входило всего 150 самых преданных делу человек. В последние годы наблюдается медленное, но все же реанимирование этой доходной отрасли сельского хозяйства.
Мы же хотим рассказать вам о том, как живут сейчас иссыккульские пчеловоды на примере одного человека, который не просто выстоял в труднейшие для отрасли годы и не бросил любимое занятие, но и сумел расширить свое пчелиное хозяйство, создав небольшой бизнес. И все это – без помощи государства.
– Раньше в каждом лесхозе, в каждом районе области разводили пчел. Сейчас такого нет, – вспоминает председатель Иссык-Кульского областного добровольного общества пчеловодов Асхат Галиев. – Хотя уже виден рост: в данный момент в обществе зарегистрированы 700 семей-пчеловодов.
Общество готово принять в свою большую «пчелиную семью» и новичков: на его базе проводятся 1,5-месячные курсы обучения всех желающих стать пчеловодами с практикой летом непосредственно на пасеках.
Одна из главных задач, которая вопросительным знаком стоит перед нашими пчеловодами, – поиск рынка сбыта. И хотя сейчас с этим проблем у иссыккульских пчеловодов нет, необходимо расширять экспорт. В настоящее время по Иссык-Кулю собирают 500-600 тонн мёда в год, который затем расходится на местном рынке, а также в Казахстан, Японию, Россию и Арабские Эмираты.
Созданное Галиевым частное предприятие входит в реестр тех немногочисленных местных компаний, которые могут экспортировать свою продукцию в Казахстан. А также производит новый сорт мёда – эспарцетовый и экспортирует его в Японию и ОАЭ. Так, ЧП даже выдало сертификат качества на этот мёд Японское агентство международного сотрудничества (JICA).
– Эспарцет – полезное растение. Это отличный корм скоту, лучше люцерны. И медонос – выделяет до 15 кг мёда в сутки. Эспарцетовый мёд высоко ценится в мире благодаря своему вкусу и полезным качествам. Он снижает уровень сахара и холестерина в крови, поэтому его можно есть даже диабетикам. Этот мёд долго не засахаривается, и его трудно подделать из-за его чисто-белого цвета. А у нас теперь стали сеять много люцерны – она, конечно, дешевле. Но в некоторых случаях от люцерны может даже погибнуть скот, и она дает мало мёда. Если бы больше выращивали в области эспарцета, появилось бы больше рабочих мест и, возможно, наладился бы экспорт мёда в Европу, где он очень ценится, – считает Асхат Галиев.
Как нам пояснили пчеловоды, в страны Запада и США мы не экспортируем наш мед потому, что в тех же Штатах налажено собственное, причем промышленное, производство мёда. Так, если средняя величина ульев у нас достигает 50-60 единиц, то в США – это уже 2-3 тысячи ульев! К тому же наши пчеловоды при лечении пчел используют антибиотики, от применения которых уже несколько лет как отказались за границей.
– Эти антибиотики безвредны для человека, никакого вреда качеству пчелопродукции не наносят, зато эффективно лечат пчел. А вот в той же Америке от этих лекарств отказались, поэтому и умирают там пчелы ежегодно в большом количестве, не справляясь с инфекциями, – считает Алексей Пушкарный.
Однако число наших пчел также сокращается – в этом году, например, на 20-30%. Причина тому – использование фермерами китайских химикатов и селитры. Яд с полей во время полива, дождей попадает в воду и вместе с ней распространяется. Отпив такой водицы, пчелы гибнут. «Через 5 лет мы останемся без пчел. А не будет пчел – не будет и растений. Мы сами себя уничтожим…» – с болью говорят пчеловоды.
Помимо мёда, ЧП производит пергу и пыльцу, прополис, маточное и трутневое молочко. Шесть лет назад совместно со своим замом, другим пчеловодом Алексеем Пушкарным открыли магазин по реализации меда и продуктов пчеловодства, а также пчеловодного инвентаря, лекарств для пчел, восковых свечей.
Асхат Галиев показал себя не только опытным пчеловодом, но и хватким бизнесменом. В прошлом году он при помощи программы ВАS Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) наладил производство вощины – матрицы из воска, на которой пчелы выстраивают соты – на специальном оборудовании. Наши пчеловоды постоянно испытывают проблемы с приобретением вощины, а без нее невозможно производство мёда да и пчеловодство в целом. Таким образом Галиев убил сразу двух зайцев: оказал помощь себе и коллегам и создал небольшой, но доходный бизнес.
– Матрица изготавливается из чистого воска. Выстроена до микрона, потому что пчела любит точность, и без этого матка не может откладывать яйца. Если вощина некачественная, то пчелы болеют, гибнут. За весну наш цех перерабатывает 6-7 тонн воска, – пояснил пчеловод.
На этом бизнесмен-пчеловод решил не останавливаться и создал службу такси под названием… конечно же, «Пчелка». Помимо этого, Галиев занимается сушкой ягод и фруктов (барбариса, яблок, груш и др.) на самодельном оборудовании. «Планов еще много», – смеется любитель. И, наверное, такому бесконечному терпению, несмотря на невзгоды, и трудолюбию пчеловода научили его жужжащие друзья – пчелы.
Маргарита ЛАЗУТКИНА.
Фото автора.