Практически все в нашей стране, начиная от фермеров и заканчивая премьер-министром страны Жанторо Сатыбалдиевым, уверены в том, что нам нужно развивать пищевую и перерабатывающую промышленности. Они заявляются чиновниками как приоритетные для нашей экономики, базис, поскольку при условии своего развития решат сразу несколько наших основных проблем: продбезопасность, занятость населения, увеличение экспорта и, как следствие, улучшение жизни населения в стране. По мнению ряда специалистов, эти отрасли обладают значительным потенциалом, так как могут развиваться не на привозном, а на местном сырье. Так мы сможем восстановить всю производственную цепочку – от заготовки сырья до производства сельскохозяйственной продукции, на которую у нас есть внутренний спрос.

Пишутся различные постановления, создаются специальные программы и проекты по развитию этих отраслей, проводятся различные конференции, встречи, тренинги и пр. Конечно, это все хорошо и правильно. Но все это большей частью пока проводится где-то «наверху». А вот что происходит в реальности «внизу», мы увидели своими глазами на примере нескольких перерабатывающих производств в Иссык-Кульской области, где задача поднять перерабатывающую отрасль – очень актуальна. Перед населением этой области стоит двойная задача: обеспечить продуктами питания не только себя, но и туристов. И люди, желающие создать такое производство, бьются с возникающими проблемами в одиночку, не получая поддержки от государства. Да в общем-то на него и не надеясь.

 

Реальность…

Так, директор ОсОО «Промышленная ассоциация Кооппромсервис» Надежда Акульшина рассказала, что их предприятие стало одним из первых в Чолпон-Ате по переработке фруктов и овощей. Возникнув на базе кооператива в 1991 году, как бы ни было тяжело, завод не прекращал работу ни на один день. Здесь выпускают в основном соки под маркой «Соки Иссык-Куля», а также джемы и повидло. Еще один цех по производству соков арендуют в Бишкеке.

– Живем только на кредитах. Оборудование старое, мы его купили по цене металлолома, когда в начале 90-х «резали» консервные заводы. Но работает бесперебойно, может еще долго проработать. Оборудование крепкое, главное – вовремя проводить техосмотр, – говорит Н. Акульшина.

По словам Надежды Михайловны, план производства небольшого завода зависит от объемов сырья: есть сырье – продукция производится, отходит тот или иной вид фрукта – производство продукции из него заканчивается. Сейчас самое время для заготовки сырья, которое зимой перерабатывается и фасуется. Так что предприятие работает круглый год. Реализуется продукция по области (есть спрос среди пансионатов), растут запросы на их соки в столице и Казахстане.

Но теперь перед производителями встала проблема с самим сырьем – фруктами и ягодами. Так, если в прошлом году на заводе собрали 80 тонн абрикосов на переработку, то в этом году наблюдался недобор – всего 50 тонн. И это при том что абрикосы не только собирают по Иссык-Кулю, но и везут с юга. Яблок в прошлом году собрали около 600 тонн, говорить о нынешних объемах закупок этих фруктов пока рано – в разгаре их сбор. Да и везут фермеры очень часто на завод бросовое сырье (некоторые умудряются даже сдавать гнилье!) – то, что не приняли у местного населения оптовики, поэтому закупочные цены – 2-5 сомов за килограмм. Приходится, по словам Надежды Акульшиной, работать с населением, объяснять, какое сырье они могут принять, а какое – нет и почему. О проблемах с сырьем свидетельствует хотя бы тот факт, что если раньше завод выпускал 18 видов сока, то сейчас их осталось в ассортименте всего 5 – томатный, яблочный, абрикосовый, грушевый и мультивитаминный.

– Слива, смородина, вишня постепенно исчезают с прилавков. Мы уже давно не делаем из них соки. Вырубают деревья, кустарники. Нет деревьев – нет плодов. Не выращивают, не сажают абрикосы. Неинтересно, видимо, разводить сады в Кыргызстане. Хотя почва у нас для этого благоприятная: воткни ветку – зацветет, – с горечью говорит женщина.

 

… и мечты о яблочном рае

Данные Министерства сельского хозяйства и мелиорации за январь-август 2013 года также подтверждают слова производителя: несмотря на то что производство плодов и ягод в этом году выросло, население страны обеспечено ими всего на 28,5% (в прошлом году – на 19,8%).

Тем не менее губернатор Иссык-Кульской области Эмильбек Каптагаев при встрече с журналистами сообщил, что большей частью были уничтожены старые колхозные сады, а в целом площади под сады в области, наоборот, расширились, так как люди «посадили намного больше деревьев, чем срубили». И рассказал о пилотном проекте по выращиванию на Иссык-Куле яблок голландских сортов, которые 2-й год растут по новым технологиям под чутким руководством голландцев. На следующий год соберут первый урожай. Если опыт окажется успешным, его распространят по всей области.

Делается это для того, чтобы стимулировать фермеров на выращивание яблок, развивать саму «яблочную» культуру в области. С этой же целью уже 8-й год на Иссык-Куле проводится яблочный фестиваль, который в этом году приобрел международный масштаб (к нам приехали агрономы и садоводы из Франции и Швейцарии).

– Проблем со сбытом яблок у нас и сейчас нет. Но для того чтобы наладить экспорт, требуется выращивать яблоки в промышленных масштабах. А у нас выращивают самые «разношерстные» яблоки небольшими объемами. Заграничных заказчиков это не удовлетворяет, они ждут от нас крупных партий яблок нескольких сортов, в том числе и новых, – рассказал Эмильбек Каптагаев.

Более того, в планах руководства области пропагандировать Иссык-Куль как «яблочный рай», сделав его побратимом американского штата Вашингтон, символом и культом которого являются яблоки.

 

Приехать на Иссык-Куль и не отведать рыбы?

«Это непорядок», – скажут все. На такую прочно укоренившуюся психологическую установку для туристов, приезжающих отдохнуть на озеро, рассчитывают в области и ее губернатор, и сами рыбоводы. И хотя сушеный-вяленый чебачок нам теперь в основном только снится (правда, в Бишкеке его до сих пор продают в некоторых магазинах по баснословной цене – более 1000 сомов за кг!), другую свежую рыбку – форель, судака, карпа и прочих – отведать можно вполне законно. По предложению Э. Каптагаева, второй составляющей ребрендинга области может стать развитие Иссык-Куля как «края рыбы». «Сейчас в области появляется много рыбных, прудовых хозяйств. Они хорошо развиваются. Это прибыльное дело. Нужно пропагандировать развитие рыбной отрасли», – прокомментировал ситуацию он.

– Во всем мире именно рыбоводство считается наиболее прибыльным среди сельхозпроизводств. Только свинья по приросту живой массы может сравниться с рыбой, – подтверждает частный предприниматель Максат Маметов из села Липенка Джеты-Огузского района.

Он же является председателем Ассоциации иссыккульских прудовиков, куда входят еще 28 фермеров. Вообще в их Липенском айыл окмоту – наиболее высокая концентрация рыбных хозяйств вокруг Иссык-Куля.

Однако разводить рыбу – дело непростое. Из шести лет, которые Максат занимается рыбоводством, только последние три, по его признанию, удачные. И так – повсеместно. Так как фермеры, решившие заняться этим бизнесом, большей частью не имеют знаний и опыта в этой сфере. Многие даже, начав разводить рыбу, не знают, чем ее кормить, как правильно выращивать, не пользуются услугами ветеринаров. Максат, экономист по образованию, – тоже ихтиолог-самоучка. Но зато теперь, перелопатив гору литературы и набив шишки на практике, он может смело консультировать любого. В пруду, который он арендует, сейчас порядка 3-4 тонн рыбы: судак, карп, белый толстолобик, белый амур, есть раки. Со сбытом проблем нет вообще: свежую рыбу покупают местные, туристы, а также кафе, рестораны и пансионаты. Теперь в планах у рачительного хозяина – увеличить поголовье рыбы, чтобы затем наладить еще и ее переработку.

Кстати, именно Максат Маметов вместе с Ассоциацией иссыккульских прудовиков выступили в качестве организаторов фестиваля рыбы, который впервые прошел в августе этого года. Ассоциация планирует сделать фестиваль ежегодным. Одна из целей, которую они ставят перед собой, – организация и развитие в стране любительской и спортивной рыбалок. Уже сейчас территория вокруг пруда облагораживается под зону отдыха.

– У нас уже есть договоренность с Глобальным экологическим фондом о том, что они окажут нам помощь в экологическом развитии прудов и рыбоводства на Иссык-Куле, а также в сохранении эндемичной ихтиофауны озера путем создания большого количества прудовых хозяйств. Тем самым снизится браконьерство, – считает Максат Маметов.

Кстати, для самих рыбоводов и их прудовых хозяйств браконьерство пока остается проблемой. Особенно сильно безобразничали поначалу, скорее всего, свои же, местные.

– И сейчас не обходится без браконьерства, – рассказывает рыбовод. – Но у людей постепенно меняется сознание, они понимают, что рыба не озерная и ловить ее не нужно.

Однако в самом озере, по рассказам всех опрошенных нами рыбоводов-рыболовов, браконьеры по-прежнему хозяйничают грабительски – вылавливают сетями одним махом всю рыбу, какую видят, не разбирая…

 

Кто кому помогает?  Продбезопасность по-нашему

Другой рыбовод из села Григорьевка – директор ОсОО «Балыкчылар» Догдурбек Кабатаев, где занимаются разведением радужной форели круглый год – рассказал нам, что оплодотворенную икру они завозят из Дании, а корм – из Финляндии. И посетовал, что завозить корм дорого, но иначе не вырастишь форель – местный корм рыбам не подходит.

– Мы покупали сначала корм, произведенный у нас. Но рыба перестала расти, и мы от него отказались. В корме рыбы тоже должны быть белки, травы, витамины – всего около 12 полезных компонентов. Местный корм этим требованиям не отвечает. Рыбной отрасли нужно уделить очень серьезное внимание, иначе она не сохранится, – поделился проблемой ихтиолог с 23-летним стажем и предложил. – У нас сейчас очень много форелевых хозяйств по республике. Только на Иссык-Куле несколько, в Нарыне форель выращивают сейчас. И все форелеводы завозят корм из-за границы. А ведь мы могли бы построить свой завод по производству натурального корма для рыб, отвечающий международным стандартам. Вообще рыбной отрасли требуется план хотя бы на 5 лет…

И хотя на встречах с самими предпринимателями от рыбной отрасли чиновники на словах обещают поддержать (читайте: инвестировать) прудовое хозяйство в стране, одна из таких встреч прошла недавно с представителями Ассоциации иссыккульских прудовиков, конкретных шагов пока не сделано. Мол, посмотрим, если не будет дыр в нашем госбюджете, может быть, это случится в 2014 году…

Ну а пока наш чиновничий аппарат говорит о важности продовольственной безопасности (а рыбная отрасль могла бы помочь решить эту проблему), ее обеспечением самостоятельно – без стратегий и планов, в силу своих небольших знаний, сил, интуиции и разумений – ничего не получая от государства, занимаются наши фермеры.

 

 

Маргарита ЛАЗУТКИНА.

Фото автора.