Каждому родителю знакомо желание хвалить своего ребенка, ведь так приятно видеть, как в ответ на похвалу личико малыша или подростка расцветает улыбкой! Давайте разберемся, насколько оправдано это желание и как лучше хвалить ребенка.

С точки зрения психологов, похвала бывает полезная и вредная.

 

Как не надо хвалить?

 

Несомненный вред принесут такие слова родителей, которыми они хвалят ребенка не за какие-то усилия, приведшие к хорошему результату, а за то, что ему дается без всякого труда. Способности, данные от рождения – не повод для похвалы. Как известно, даже самые блестящие способности без упорного каждодневного труда ничего не значат и не принесут успеха. Хвалить за это – значит не поощрять ребенка к дальнейшему развитию, а просто приучать к незаслуженной похвале. А привыкают к этому очень быстро. Если ребенок будет настроен на мысль, что он лучше других просто благодаря врожденным способностям, он не привыкнет трудиться для того, чтобы как-то реализовать свой талант. Чувство превосходства же останется в нем, превращаясь со временем в ощущение своей особой значимости и эгоцентризм.

Еще хуже, когда хвалят одного ребенка, которому легко дается, к примеру, математика, как бы противопоставляя его другому, – менее одаренному от природы. Тот, которого ставят в пример, сначала с недоумением прислушивается к лестным словам взрослых, не понимая, за что его хвалят? Но уже на второй или третий раз ему это начинает нравиться, и он уже ожидает похвалы.

Тот же, которого незаслуженно обидели, принизив его старания и выставив напоказ лишь отсутствие способностей, постепенно будет терять веру в свои способности, а впоследствии не захочет браться за те дела, которые заведомо не гарантируют ему положительного результата.

Необдуманная, несправедливая похвала очень вредна: она способна разбаловать ребенка, приучить его к легкому успеху.

 

Какая похвала полезна?

 

Настоящая, искренняя похвала, одобрение каких-то хороших поступков ребенка способны окрылить его, вселить уверенность в своих силах. Например, часто можно услышать, как отец хвалит сына, который помог ему выстругать какую-то деталь из древесины: «Молодчина, ты у меня настоящий плотник!» Такое утверждение заставляет мальчика смущаться и краснеть: какой же он плотник? А вот если отец скажет: «Да, эта деталь получилась у тебя отлично!», то сын сможет сделать вывод: «Я научился делать эту деталь, скоро и другие смогу выстругать – я молодец!».

Другой пример: мама хвалит дочку: «Смотри, как чисто ты вымыла тарелки – я бы так быстро не справилась!». Девочка чувствует, что мама кривит душой, ей от этого неловко. А вот правильный вариант: «Катюша, ты уже посуду помыла? Спасибо, я теперь смогу отдохнуть». Дочка понимает: «Я потрудилась не зря – мама устала, а я ей помогла».

Или еще так: «Ты у меня самый сильный – такой тяжелый стол подвинул!». Ответ мальчика, смущенного такой явной неправдой: «Да нет, папа, Витя из третьей квартиры намного сильнее…». Мудрый папа предоставит ребенку сделать вывод самостоятельно, он скажет: «Такой тяжелый стол ты сдвинул, трудно было…» Сын наверняка ответит: «Ничего, я уже вырос, смотри, какие у меня мускулы!» После такой похвалы у мальчика останется чувство законной гордости за проделанную работу, которая далась нелегко.

 

Как хвалить ребенка, чтобы в будущем он достиг успеха?

 

Настоящая, искренняя похвала должна мотивировать ребенка на дальнейшее развитие. Следовательно, прежде чем с ваших уст слетит незатейливое: «Молодец!», подумайте, за что именно вы хвалите сына или дочку?

 

  • Обязательно хвалите за дело, для выполнения которого были затрачены нешуточные усилия: написание трудной контрольной, серьезная для возраста ребенка помощь по хозяйству. Если же ребенок выполнил что-то легкое для него, это не значит, что хвалить вообще не надо – просто похвалите его в таких выражениях, чтобы он понял: хвалят за быстроту, за сноровку.
  • Ребенок делает сложное дело, разбивая его на несколько этапов? Хвалите за каждый выполненный этап, не скупитесь. И за всю работу в целом – отдельная похвала.
  • Хвалите ребенка не за прошлые заслуги, а сразу, пока он хорошо помнит свое дело и то, с какими трудностями оно было сопряжено. Ценность такой похвалы неизмеримо выше.
  • Хвалите не самого ребенка, а его поступок. Например, не следует говорить: «Какой ты хороший, что помог мне подмести двор!», лучше сказать: «Какой двор стал чистый, здорово ты поработал».
  • Ребенку любого возраста особенно приятно и полезно! услышать похвалу, в которой подробно оценивается результат его труда, например: «Вот в этом абзаце ты особенно образно выразил красоту снежной зимы», «Эта вышивка выполнена совершенно необычно», «Да, принцесса у тебя на рисунке получилась с характером!».

 

Зачем вообще нужна похвала?

 

Помните, что вашему ребенку предстоит прожить долгую жизнь, и вы должны дать ему огромный запас оптимизма уже в раннем детстве. Каждая ваша правильная похвала оставляет добрый след в его душе, придает капельку уверенности в своих силах, добавляет эмоциональной стабильности.

Никогда не забуду, как моя бабушка хвалила мои детские рисунки. Она не говорила: «Молодец, хорошо получилось!», а с гордостью показывала мои первые акварели соседям и произносила: «Ну надо же, на каждом рисунке она обязательно солнышко рисует! И правильно – оно все освещает, всему жизнь дает!». И я в свои пять лет чувствовала, что заслужила эту похвалу, что хвалят меня искренне.Мудрая бабушка не говорила про моих кривобоких принцесс, что они красавицы… Нет, она нашла именно тот элемент, который можно было похвалить от всей души: солнце! Больше тридцати лет прошло, а помнится именно эта похвала…

Нужно помнить, что воспитывать ребенка – значит не только указывать на его ошибки, а еще и обязательно поощрять его, если ему что-то удалось. Добрые слова, ободряющие и одобряющие, делают ребенка крепче эмоционально и увереннее в себе. Эти слова не нужно экономить – только хвалить надо правильно, от души. Даже если у ребенка что-то не получается с первого раза – хвалите его уже за попытку чего-то достичь, внушайте, что для первого раза это неплохо. Тогда у него появится желание повторить попытку, уверенность, что у него будет получаться все лучше и лучше.

Еще один важный момент: Хвалите словами, но не поощряйте деньгами то, что ребенок делает дома или в школе. Сегодня некоторые родители предпочитают расплачиваться с ребенком не словами, а деньгами: принес из школы хорошую оценку – получи денежное поощрение! Вынес мусорное ведро, помыл пол – Держи десятку! Такой подход в корне неправилен.

У одной своей знакомой, которая практикует подобный метод воспитания, я спросила: «А если у тебя сейчас денег нет, он что, учиться бросит или перестанет в магазин за хлебом ходить?» Она смутилась и не знала, что ответить.

 

Не забывайте, что помощь родителям – это не способ заработать, а моральная обязанность. Пусть ребенок делает посильную работу не за деньги, а в ожидании вашего одобрения и мудрой похвалы.

 

Ольга МОИСЕЕВА.