Транспортные пробки замучили бишкекчан. С раннего утра и до позднего вечера дороги столицы забиты машинами, которые двигаются ой как медленно. Все нервничают и ругают больших чиновников от власти, не способных справиться с проблемой. Даже звучавшие больше года назад угрозы увольнения нынешнего градоначальника, если он за три месяца не справится с заторами, не возымели действия. Все остались на своих местах. И мэр, и пробки.

Меньше двух недель назад распоряжением главы кабмина Адылбека Касымалиева была создана межведомственная группа по выработке предложений, направленных на минимизацию транспортных заторов на территории Бишкека. Руководить группой поручено мэру Бишкека. Это естественно, ведь он должен отвечать за то, что творится в вверенном ему городе. Также над нерешаемой долгое время проблемой поручено думать замминистра внутренних дел, директору департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии. Этим людям по должности положено заниматься сим вопросом. Но поскольку тут уже требуется массированный умственный штурм, к ним подтянули сразу несколько замминистров – транспорта и коммуникаций, финансов, экономики и коммерции, цифрового развития, а также директора госучреждения «Укук» при Генпрокуратуре, директора «Бишкекглавархитектуры», инспектора и эксперта из управления по подготовке решений президента и кабмина, и других чиновников из различных госорганов.
Этой многочисленной группе поручили опять же в трехмесячный срок «представить конкретные предложения по решению вопросов, связанных с транспортными заторами на территории города». Видимо, все остальные дела им придётся забросить. Хотя, скорее всего, всю думательную работу члены группы переложат на клерков своих ведомств. Тем более, что рождению предложений должны предшествовать анализ текущей ситуации на дорогах, определение основных причин возникновения транспортных заторов на территории столицы, изучение предлагаемых вариантов, а также опыт зарубежных городов в снижении и предотвращении транспортных заторов.
Работа огромная. Особенно членам группы должно понравиться задание по изучению зарубежного опыта. Поскольку сроки определены довольно короткие, то так и вижу, как толпы чиновников дружными рядами в самое ближайшее время разлетятся по европейским, азиатским да американским столицам, чтобы на местах увидеть, как большие города живут без пробок. Правда, не знаю, есть ли такие или нет. Но, думаю, что от заграничных командировок вряд ли кто станет отказываться.

Главная причина пробок – машины

Пока рабочая группа собирается окунуться в процесс глубоких раздумий, на авансцену вышел депутат парламента Марлен Маматалиев. Он то ли не ведал о распоряжении главы кабмина, то ли просто решил утереть нос правительственным чиновникам, но сообщил, что сам разработал предложения по борьбе с пробками не только в Бишкеке, но и в Оше. Всё оформил в виде проекта постановления Жогорку Кенеша, да и направил документ на рассмотрение парламента.
По видению инициатора, причинами пробок и полной остановки движения в указанных городах являются: большое количество автомобилей и блокировка ими полос движения, дорожные работы, сужение проезжей части, пешеходные переходы (люди всегда машинам мешают), пересечение железнодорожных путей, загруженность трасс в часы пик.
Не знаю, как долго думал над причинами законодатель, но он точно определил, что главная причина пробок – машины на дорогах. Не было бы их, то и заторов не было бы. Тут депутату в логике не откажешь.
Не успел Маматалиев донести до коллег свои разработки, как на заседании Жогорку Кенеша депутат Эмиль Токтошев потребовал, чтобы пред очи избранников срочно явился сам мэр Бишкека Айбек Джунушалиев и рассказал, как намерен бороться с пробками в столице. Токтошев не только возмущался, что каждый день бишкекчане по часу, а то и по два стоят в дорожных заторах, он потребовал, чтобы мэр пришел в парламент уже с готовыми решениями. Видимо, про существование рабочей группы кабмина, которой на раздумья дали три месяца, этот депутат вообще не ведал.

Предложений громадьё

На этой неделе Маматалиев представил свой проект членам комитета Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству. Он объяснил: «Заторы ведут к снижению скорости движения транспортных средств и увеличению времени в пути, повышению расхода топлива и стоимости перевозок, увеличению загрязняющих выбросов в окружающую среду, аварийности и уровня шума, росту опасности для здоровья, снижению производительности труда и качества транспортного обслуживания, безопасности участников дорожного движения, ухудшению психологического состояния водителей и пассажиров».
После этого выдал свои предложения. В первом ряду его задумок – строительство объездной дороги вокруг города. По его мнению, кольцевую дорогу, которая поспособствует «более быстрому передвижению транспортных средств и разгрузит основные улично-дорожные сети, проходящие через территорию города», можно построить в рамках государственно-частного партнерства. Вряд ли кто усомнится, что дорога, сооружённая частниками, будет платной. Кстати, первая аналогичная трасса появилась не так давно вокруг Узгена. На очереди объездные дороги в Оше и Ноокате, которые тоже могут стать платными. Так чем Бишкек хуже?
Ещё депутат предлагает строить надземные или подземные пешеходные переходы и мосты через реки, протекающие по городу. Имеющихся сейчас явно не хватает. Присутствовавший на заседании мэр Джунушалиев тут же сообщил, что на строительство мостов трижды объявляли тендер, но оказалось, что в республике нет компаний, которые могли бы их возводить. Поэтому муниципалитет был вынужден обращаться к компаниям Казахстана, Узбекистана, Китая и Турции. Также мэр поведал, что в этом году намечена реконструкция семи дорог, строительство двух новых трасс, трех мостов и трех развязок. Проекты уже готовы. Определено и финансирование этих работ. Заниматься строительством будут китайские компании. Ну, кто бы сомневался? Судя по всему, местные строители предпочитают только дома возводить. Это гораздо прибыльнее.
Также по мнению депутата нужно создать централизованную систему управления автоматизированными светофорами, регулируемые с единого пульта. Система, «координируя движение индивидуального и общественного транспорта и пешеходов, обеспечит мобильность и безопасность дорожного движения при одновременном снижении вредных выбросов в атмосферу». Маматалиев даже назвал перекрёстки, на которых необходимо изменить режим работы светофоров, и рассказал на сколько секунд дольше там должен гореть зелёный сигнал. Видимо, он там сам ездит.
Джунушалиев и на это нашёл что сказать. Он сообщил, что профессионалы из муниципалитета думают над этим вопросом. И уже на 21-м перекрестке города устанавливаются автоматизированные светофоры, за которые из бюджета заплатили 128 млн сомов. Они начнут работать в пилотном режиме с 25 января и смогут регулировать движение транспорта в зависимости от количества машин на перекрестке.

Чем дороги лучше, тем хуже

Послушав депутата, градоначальник отметил, что для ликвидации пробок в Бишкеке необходимы комплексные меры. Тем более, что строительством новых дорог и реконструкцией старых проблему не решить. В этом муниципалитет уже убедился. Джунушалиев заявил: «Мы отремонтировали дороги. И что получилось? Люди, которые ранее ходили пешком, поставив машины в гаражи, чтобы не ездить по плохим дорогам, начали выезжать на авто даже в ближайший магазин. Поэтому с введением условий мы должны предусматривать и ограничения, в том числе на то, в какое время ездить… По этому вопросу у нас готова концепция. Необходимо также развивать регионы и создавать там условия, чтобы граждане не стремились в столицу».

Будет улица с метробусом?

Ещё одно направление, над которым опять собирается работать мэрия – выделение отдельных полос для общественного транспорта. Ранее подобные полосы были, но после ремонта дорог их отменили. Причина простая – автобусы, двигаясь по этим полосам, продавливали в них колеи. Мэр сказал: «Чем больше нагрузка общественного транспорта, тем глубже колея. Чтобы этого не допускать, пока дороги не получат прочность, мы придержали это». Наверное, градоначальник уверен, что местный асфальт по своим свойствам напоминает бетон, которому нужно время, чтобы набрать прочность. Неужели это так?
Тут свои двадцать копеек вставил депутат Медербек Саккараев. Он предложил, чтобы автобусы двигались как метро: по расписанию, не соприкасаясь с другими авто. Избранник привёл пример Урумчи, где общественный транспорт ездит по центру дороги и полоса огорожена. Он заявил: «Если создать такие условия, то из микрорайонов в центр города за двадцать минут можно будет приехать. Тогда горожане захотят пересесть на общественный транспорт».
Оказалось, что мэрия изучала и эту практику. Мэр сообщил: «По улице Киевской на основе гранта в 5 млн долларов планируем реализовать метробус. Организуем и посмотрим, как проект реализуется».
Задумок, как видим, много. И чиновники, и депутаты головы уже почти сломали, думая, как ликвидировать транспортные пробки. Правда, кажется, если в городе что-то всё-таки построят – дорожные развязки, новые мосты и переезды — то машин станет ещё больше. Однако есть надежда, что когда появятся неоднократно заявленные новые города вдали от столицы (правда, трудно сказать, когда это будет), туда постараются переместить часть бишкекчан вместе с машинами. Подождём.
Но что теперь делать рабочей группе кабмина? Ведь если депутаты примут постановление по предложениям коллеги Маматалиева, то правительству придётся их выполнять. А ведь чиновникам так хотелось самим мозгами пораскинуть.

Александр НИКСДОРФ.

Фото www.