По традиции, по завершении очередного календарного года, все подводят итоги. Мы обратили внимание на небольшой анализ предпринимательской среды, подготовленный Международным деловым советом республики.

Отмечается, что 2024 год для Кыргызстана оказался насыщенным как с точки зрения экономического роста, так и улучшения инфраструктуры и ряда законодательных изменений. По случаю столетия образования Кара-Кыргызской автономной области в составе РСФСР власти страны поставили задачу запустить сто новых предприятий и социальных объектов. Подобные «подарки» юбилеям были популярны в советские времена. Не ушли от той традиции и нынче. Год заканчивался, а в отчётах звучала только цифра 85. Этого было маловато. И вот 30 декабря в ходе заседания кабмина в режиме онлайн торжественно открыли сразу 17 новых объектов, расположенных в разных областях страны. В итоге за год перерезали 102 ленточки! Раньше по такому поводу писали: «Задание партии и правительства выполнили» и ждали премий.

По предварительной оценке Нацстаткома, валовой внутренний продукт (ВВП) в январе-ноябре 2024 года составил более 1,2 триллиона сомов, а темп роста ВВП за 11 месяцев 9 процентов. В стране продолжилось развитие автомобильной, ирригационной и воздушной инфраструктур. Начата реализация масштабных проектов в сфере энергетики, железных дорог, в социально и экономически значимых направлениях. Экономика просто на подъёме.

И всё было бы хорошо, если бы предприниматели не столкнулись с рядом значительных трудностей, о которых они и говорят. В их числе называют дополнительное фискальное регулирование, проверки и давление со стороны налоговых и правоохранительных органов. Правда, президент Садыр Жапаров, выступая на третьем Народном курултае, пообещал защитить бизнес от незаконных проверок. Он заявил, что «все усилия государства направлены на создание условий, при которых каждый кыргызстанец сможет достойно жить, развивать свое дело и оставаться рядом с семьей на родной земле. Поддержка всех видов предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, является одним из наших главных приоритетов. Именно эта сфера открывает путь к устойчивому развитию страны и улучшению условий жизни граждан».

Нужно надеяться, что к словам главы государства прислушаются чиновники и фискалы, порой «кошмарящие» бизнес.

Кроме того, согласно открытым данным и обращениям компаний в течение прошлого года, были проведены проверки в компаниях из самых разных отраслей экономики, в числе которых представители промышленности, различных услуг, микрофинансовых и других предприятий. Нередко они сопровождаются изъятием товаров, опечатыванием офисов, производственных и складских помещений, что нарушает нормальное функционирование компаний, создает атмосферу неопределенности для предпринимателей и препятствует их долгосрочному развитию. Несмотря на мораторий на проведение проверок субъектов предпринимательства, введенный в январе указом главы государства, административные действия со стороны правоохранительных органов, взаимодействие которых с предпринимателями должно быть минимальным, продолжают иметь место.

Всё это противоречит изданному почти четыре года назад Указу президента «О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов», который был направлен на исключение необоснованного вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства и создание благоприятного инвестиционного климата и деловой среды, а также целям, обозначенным в Программе развития бизнеса Кыргызской Республики до 2026 года.

Нельзя не упомянуть и про проблемы, связанные с защитой частной собственности и соблюдением верховенства закона. Потеря деловыми людьми имущества увеличила неопределенность в бизнес-среде. Подобные моменты снизили доверие предпринимателей и создали препятствия для устойчивого развития частного сектора.

Действительно, в последнее время власти неоднократно сообщали об изъятии имущества и передаче частной собственности на баланс государства. Можно это было бы делать тихо, чтобы не нервировать деловое сообщество. Но власть уверена, что основной массе народа подобное «раскулачивание» должно нравиться.

Масштаб процесса заставляет задуматься. С начала 2024 года в собственность государства был возвращен ряд объектов (даже тех, которые никогда в его собственности и не были), которые, как утверждают правоохранительные органы, приобретались преступным путем или были незаконно приватизированы. Но, как заметили в МДС, в результате проводимой национализации могли пострадать добросовестные приобретатели, включая представителей бизнеса. Согласно официальным данным, по состоянию на декабрь 2024 года государству перешло 1 174 объекта, в том числе рынки, земельные участки, коммерческие и некоммерческие помещения, специальные объекты, включая производственные предприятия, и социальные объекты, в том числе стадионы, исторические здания, рынки и автовокзалы.

Юристы утверждают, что в странах с верховенством закона национализация объектов, приобретенных преступным путем или незаконно приватизированных, проводится исключительно в рамках правовых процедур. Объект возвращается в государственную собственность только после вступления в силу решения суда. При этом должны быть соблюдены права всех сторон, включая возможность обжалования и, при необходимости, компенсацию добросовестным приобретателям. Но нынче всё решается проще. Как нам сообщают, высокосознательные граждане сами и по доброй воле расстаются со своим имуществом. Так какие тут могут быть суды?

Стоит ли говорить, что массовое изъятие собственности порождает недоверие к госорганам со стороны бизнеса, оказывает негативное влияние на экономическую деятельность и имидж страны как благоприятного места для предпринимательской деятельности.

Результаты подобного отношения к бизнесу хорошо прослеживаются в экономических показателях. Так, по данным Нацстаткома, приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в республику в январе-сентябре 2024 года составил 746 млн долларов США, что составило 6,6 процента к ВВП за этот период. Этот показатель значительно отстает от целей Национальной программы развития республики до 2026 года, предусматривающих ежегодный объем ПИИ на уровне не менее 13 процентов к ВВП.

И хотя властям не нравится, когда иностранцы им указывают на проводимые действия, тем не менее уже ряд дипломатических представительств заявил об отсутствии в стране стабильной бизнес-среды. Как следствие, республика остаётся для потенциальных инвесторов рынком с высоким уровнем рисков. В таких условиях, как замечают специалисты, могут работать только денежные господа, готовые вести свой бизнес в условиях значительной неопределенности. Поэтому неудивительно, что, несмотря на усилия правительства по привлечению иностранных инвестиций, их объем сокращается. Согласно данным диппредставительств, на инвестиционную привлекательность страны продолжают негативно влиять такие факторы, как применение уголовных дел в коммерческих спорах, недостаточная защита прав собственности, а также сложность бюрократических процедур.

Но, может быть, мы не так как надо понимаем властные задумки? И всё делается преднамеренно, чтобы не так много было инвесторов? Вот и президент в новогоднем обращении заявил: «Наши искренние и добрые намерения принесли свои плоды: мировое сообщество начало поддерживать масштабные проекты, инициированные Кыргызстаном. Сегодня мы с гордостью можем сказать, что отошли от мыслей об инвестициях любой ценой и перешли к осознанному выбору надежных инвесторов». Посему выходит, что инвесторы выстроились в очередь, чтобы вложить в какое-нибудь дело деньги, а наши чиновники выбирают самых достойных?

P.S. Сразу после праздников появилась информация, что все офисы крупнейшей многопрофильной компании «АЮ Холдинг» опечатаны.

Александр НИКСДОРФ.

Фото www.